Что такое демократия и зачем она нужна

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое демократия и зачем она нужна». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.

Характеристика демократического режима

К основным характерным признакам демократического режима можно отнести следующие:

  • Народ признается субъектом и источником власти. Граждане обладают учредительной конституционной властью, на основе которой они избирают своих представителей и формируют высшие органы управления страной.
  • Каждый гражданин обладает равными избирательными правами.
  • Многопартийность и принцип соревновательности в политической жизни, что оказывается возможным благодаря законодательно закрепленному политическому плюрализму.
  • Высшие органы власти формируются в ходе регулярных альтернативных выборов, участие в которых доступно каждому гражданину страны напрямую или через представителей.
  • Подчинение меньшинства большинству, т.е. властные органы принимают решения на основании мнения большинства, соблюдая при этом принцип законодательной защиты меньшинства от возможных посягательств и преследований со стороны победившего большинства.
  • В стране присутствуют развитые представления о правовом статусе гражданина, о защите прав и свобод личности. Помимо этого граждане вольны участвовать в различных сферах политической, социально- экономической и духовно-религиозной деятельности. В государстве обеспечивается реальная свобода слова, совести, печати, собраний и пр.
  • В государстве имеет место широкий экономический плюрализм, согласно которому в экономике могут функционировать предприятия различной формы собственности и хозяйственного уклада. Помимо этого в стране развито хозяйственное законодательство, гармонизирующее формирование и развитие такого плюрализма.

На основании рассмотренных основополагающих признаков строится демократическая система государственной власти, которая отличается следующими характерными чертами:

  • Народ вправе свободно выбирать партии и руководителей, которые наделяются им на определенных конституцией страны условиях и на установленный срок правом управлять государством.
  • У государственной власти и правящей партии (или коалиции партий) имеются оппоненты (оппозиция), которые постоянно следят и критикуют действующую политику, поскольку придерживаются альтернативных мировоззренческих позиций и представляют альтернативные пути решения вопросов государственной политики.
  • Функционирует надежный законодательно закрепленный барьер, который препятствует сращиванию структур государственной власти со структурами партийного руководства.
  • Права и свободы личности законодательно защищены.

Демократия и диктатура

Как уже упоминалось, для всех демократических систем основной является идея верховенства воли народа того или иного государства. Являясь единственным безусловным носителем суверенитета, народ поручает управление государством специально избранным органам власти в соответствии с определенными условиями, зафиксированными в конституции.

Для диктаторских систем характерно господство элитарных идеологий, согласно которым суверенитет принадлежит лишь представителям некоторых сословий, национальностей, рас или классов. Политические системы подобного рода характеризуются такими режимами, как абсолютная монархия или различного рода диктатуры: партии, класса, военной хунты или личной власти диктатора.

При демократической форме правления формирование государственной администрации происходит за счет представителей партии или партийной коалиции, которая пользуется наибольшей поддержкой граждан. Остальные партии являются оппозицией и изо всех сил стремятся заручиться народной поддержкой, чтобы победить на следующих выборах и получить власть в государстве. Для сохранения своих позиций действующая власть вынуждена оперативно реагировать на критику, прислушиваться к народу и корректировать при необходимости политический курс государства. Благодаря такому положению дел становится практически невозможным «накопление несправедливости» в политико-правовой системе, которая постоянно изменяется и совершенствуется.

Для диктаторских режимов, в которых власть опирается не на волю народа, а на аппарат принуждения, характерно иное политико-правовое развитие. В данном случае субъекты политической жизни существуют в таких условиях, что они вынуждены беспрекословно соглашаться со всеми несправедливостями, поскольку малейшее проявление недовольства грозит суровыми санкциями. Собственно, у них и нет никакой возможности заявить о несогласии с политическим курсом действующей власти, потому что в условиях диктатуры, как правило, официально запрещены все политические партии, кроме правящей, а средства массовой информации жестоко контролируются.

В таких условиях корректировка политического курса возможна только самими представителями господствующей элиты. Однако для этого необходимо, чтобы они заметили растущее напряжение и пожелали совершить предупредительные действия, чтобы избежать народных волнений. Если же политические коррекции не принимаются, то накапливающаяся несправедливость оборачивается такой ситуацией, когда вред от следования режиму превышает кару за неповиновение. Начинается силовое противостояние диктатуре, которое, как правило, выливается в гражданскую войну и приводит к краху режима.

Таким образом, демократический режим, хоть и кажется мягким и либеральным, но на деле способен к постоянной эволюции, а также проявлению гибкости, которая обеспечивает устойчивость и долговечность политической системы. Диктаторский режим, наоборот, хоть и кажется твердой, устойчивой структурой, в действительности лишен какого-либо эволюционного потенциала, не способен изменяться в соответствии с требованиями времени, и потому зачастую оказывается недолговечным.

Честные, порядочные, умные всех стран – объединяйтесь

Если же и вы, считающие себя умными, порядочными ради демократии и блага народа не сможете объединиться, то чего стоят ваши достоинства и кому они нужны? Разве что поставить их вам в вину, как в притче о «закопавшем свой талант в землю».

Пока вы разъединены, то на вас можно не обращать внимания, а вместе вы – сознательное демократическое общество.

«Каждый слышит лишь только то, что он понимает». (Гёте).

Поэтому прежде чем изложить суть демократии, изложенную в «Манифесте демократии – власти Чести, Совести и Ума», сделаю небольшое вступление.

СМИ ежедневно пишут, говорят о проблемах, которые происходят в странах. Но никто из них не говорит о причинах, о том, почему этот бесконечный поток бед случается и как его остановить? Почему? Вы об этом думали?

Почему существует: нищета, голод, несчастья, кризис, войны? Ответ «лежит под ногами» и вы каждый день об него «запинаетесь». Все беды происходят от недостатка знаний, неразвитости, отсталости. От незрелых управленческих решений, которые тяжким бременем проблем ложатся на страны и народы. Незнание бесконечно, как среди лиц во власти так и в народе. Лев Толстой говорил: «Сила правительства держится на невежестве народа».

МАНИФЕСТ ДЕМОКРАТИИ – власти Чести, Совести и Ума

(Сущность демократии, зачем она нужна и, как её практически осуществить).

Вместо власти правящих партий (по сути самодержавия партийных вождей) предлагается новая модель системы власти и механизм осуществления подлинной демократии (народовластия). Универсальная модель изложена на примере России, но пригодна для любой страны, желающей построить народовластие (демократию).

Страны, которые выберут данную модель формирования власти (состоящей не из подневольных партийных, а из свободных, честных, совестливых и умных людей) – много опередят все другие страны в развитии, по уровню жизни и вообще во всех отношениях.

Если вы желаете блага себе, народу и стране, то это ваш выбор.

«Надо постоянно повторять истину, ибо ложь вокруг нас тоже проповедуется и не только одиночками, но и многими». (XIX век, немецкий поэт, мыслитель Гёте).

Демократия и диктатура

Как отмечалось, демократический режим характеризуется верховенством воли народа. Он, являясь безусловным носителем суверенитета, передает свое право на государственное управление избранным органам власти, которые действуют в соответствии с конституционными принципами. Этот механизм дает общую характеристику демократического режима.

И наоборот, господство идеологий, которые наделяют правом власти лишь представителей некоторых групп (национальностей, классов, сословий), раскрывает понятие диктаторских систем. Речь идет об абсолютных монархиях и различного рода диктатурах: партийной, классовой, военной либо же личной власти диктатора.

В демократическом государстве управленческий аппарат формируют представители партии (коалиции партий), которые в наибольшей мере заручились поддержкой граждан. Остальные политические силы переходят в оппозицию. Они продолжают отстаивать свои взгляды, даже если те противоречат принятым действующей властью решениям, не выходя при этом за рамки закона. В условиях свободы своих действий оппозиция стремится получить доверие граждан, чтобы одержать победу на следующих выборах и, следовательно, иметь доступ к государственной власти. Таким образом, действующая власть вынуждена быть чуткой к критике, прислушиваться к реакции народа на свои решения и действия, а если возникает необходимость, то своевременно корректировать политический курс государства. Это создает условия для непрерывных изменений и совершенствования политико-правовой системы. Любая несправедливость фиксируется и устраняется, ее длительное накопление практически исключено.

Понятие диктатуры определяется режимом, при котором власть не опирается на волю народа. Политико-правовое развитие полностью контролируется аппаратом принуждения. Условия существования граждан страны вынуждают их беспрекословно подчиняться всем решениям доминирующей политической силы, и возможно, терпеть несправедливость. А проявления недовольства могут повлечь суровые наказания. Собственно, при диктаторском политическом режиме, механизмы, с помощью которых можно было бы заявить о своем несогласии с действующей властью, отсутствуют. Как правило, при диктаторском режиме на официальном уровне запрещена деятельность других политических сил, кроме правящей, и жестко контролируются средства массовой информации.

Читайте также:  Новые сроки сдачи отчетности в 2023 году

В условиях диктатуры изменение политического курса господствующей элитой может осуществляться только самими ее представителями. Однако для этого необходимо, чтобы растущее народное напряжение было услышано и принято во внимание. Это позволит совершить предупредительные действия во избежание значительных народных волнений. Если же, несмотря на недовольство людей, власть продолжает придерживаться своего курса, возмущение будет нарастать. Со временем возникнет ситуация, когда ущерб от согласия с режимом станет более существенным, чем наказание за неповиновение. Тогда начнется силовая конфронтация народных масс с действующей властью. Оно может перерасти в гражданскую войну и привести к полному краху режима. Главная слабость диктатуры – отсутствие контроля над властной элитой, которая является неподотчетной народным массам.

Таким образом, демократический режим позволяет политическому курсу быть гибким, эволюционировать. И эта способность обеспечивает ему устойчивость и долговечность. Диктатура же, наоборот, невзирая на кажущуюся твердость и устойчивость, не обладает каким-либо эволюционным потенциалом, а отсутствие возможности меняться зачастую ведет к ее разрушению. Поэтому политический режим может эволюционировать после распада либо же преобразоваться: поставторитаризм может трансформироваться в демократию, а демократия – в тоталитаризм или авторитаризм. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что мир устремляется в сторону цивилизованной демократии.

Препятствия и прекращение демократии

После установления демократии на её пути может встречаться ряд препятствий. Выражаются они в следующем:

  1. Конфликты между этническими группами. При этом некоторая часть населения может считать, что авторитарное правительство лучше демократии.

  2. Неравенство социальных классов. Если существует большой разрыв между богатыми и бедными слоями населения, то элита обладает большими возможностями для выбора удобного для неё правительства.

  3. Низкая образованность населения. При недостатке образования политикам удобно манипулировать малограмотными гражданами.

  4. Коррупция. Часто преступные организации сливаются с ветвями власти, что ведётся за собой к сворачиванию демократии.

  5. Экономическая составляющая. Когда в государстве не работают антимонопольные комитеты, может наблюдаться укрупнение компаний. Такой процесс препятствует развитию демократии.

Если существует доминирующая власть одной из партий, то она оказывает существенное влияние на СМИ. В результате информация подаётся в искажённом виде, что не соответствует принципам демократии.

Что значит «демократия»?

Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.

Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.

Народ — это источник демократической власти

Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах

В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти

Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено

Многообразие идеологий и плюрализм мнений

В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.

Гарантия прав и свобод человека

Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены

СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах

Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе

Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали

Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства

Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством

Среди признаков демократии выделяются:

  • Народ как источник власти. Жители государства при помощи выборов назначают властные структуры и их представителей на всех уровнях (от органов местного самоуправления до президента. Любой человек может поучаствовать в политической жизни благодаря участию в референдумах.
  • Свободные выборы, суть которых заключается в возможности принимать решение по любым вопросам путем участи в голосовании.
  • Присутствие независимых СМИ. Средства массовой информации передают необходимую информацию жителям страны, используя для этого любые способы (газеты, видеоролики, посты в социальных сетях и так далее). Благодаря этому формируется несколько точек зрения на одну и ту же ситуацию.
  • Многообразие идеологий – отсутствие каких-либо ограничений в данной сфере.
  • Многопартийность – в парламенте (или его аналоги) могут присутствовать представители оппозиции, которые высказывают свое мнение и готовят собственные программы по решению каки-либо вопросов.
  • Свобода и права гражданам. Гарантии даются каждому жителю государства. Принятие любых решений осуществляется большинством, при этом учитывается мнение меньшинства.
  • Мораль регулирует социум. Достаточно важной частью взаимодействия внутри или между гражданскими сообществами производится с учетом интереса каждой из сторон.

Принципы, без которых не может существовать демократия:

  • Жители страны являются источником власти и обладают определенным уровнем независимости.
  • Одинаковые права, позволяющие участвовать в общественной жизни.
  • Защита прав и свобод жителей государством.
  • Только большинство может принимать важные решения.
  • Наличие большого числа различных политических групп, движений. Многопартийность.
  • Система разделения власти, обеспечивающие независимую деятельность и систему рычагов и противовесов.
  • Свободный контроль за действиями органов государственной власти и отдельных должностных лиц.
  • Активное ведение деятельности разными органами местного самоуправления.

Понятие режима в сравнительной политологии

В сравнительной политологии, режимы понимаются как форма политического правления. Тип режима предоставляет информацию об основном характере формы правления и обычно относится к образу жизни, порядку и правительству, то есть к институционализированному набору принципов, норм и правил, которые в основном касаются действующих лиц в данном контексте действия.

Этот термин (режим) используется нейтрально для всех форм правления, включая демократические. Поэтому режим может быть определён как формальная и неформальная организация политического центра власти, с одной стороны, и его отношения к обществу в целом, с другой.

Режим определяет доступ к политическому правлению, а также отношения власти между правящими элитами, между теми, кто находится у власти, и теми, кто подчиняется власти. Властные отношения должны быть в определённой степени институционализированы. Это означает, что их нужно принимать, практиковать и, в частности, стандартизировать поведение тех, кто находится у власти.

Государственная система и форма правления отличаются от «режима» как общего термина. Система управления в сравнительной политической науке является лишь особой частью всего режима. Например, государственная система может быть организована «парламентским» или «президентским» образом, но оба они относятся к типу демократического режима. Концепция режима охватывает политические структуры, но не определённых членов правительства или глав государств, как подразумевают повседневные выражения типа «режим Асада» или «режим Сталина».

Рейтинг стран по уровню демократии на 2020 год

Несмотря на то, что рейтинг этот абсолютно свежий и опубликован агентством Economist Intelligence Unit в январе 2020 года, все результаты и показатели уровня демократии в странах мира основаны на данных 2019 года. Так самой демократичной страной мира была признана Норвегия, с практически максимальным баллом — 9.87. В первую пятерку также входят Исландия — 9.58, Швеция — 9.39, Новая Зеландия — 9.26 и Финляндия — 9.25. Полный список и рейтинг стран мира по индексу демократии вы можете просмотреть ниже в таблице.

Ранг Страна Индекс Демократии Выборы и политический плюрализм Деятельность правительства Политическое участие Политическая культура Гражданские свободы Тип режима
1 Норвегия 9,87 10,00 9,64 10,00 10,00 9,71 Полноценная демократия
2 Исландия 9,58 10,00 9,29 8,89 10,00 9,71 Полноценная демократия
3 Швеция 9,39 9,58 9,64 8,33 10,00 9,41 Полноценная демократия
4 Новая Зеландия 9,26 10,00 9,29 8,89 8,13 10,00 Полноценная демократия
5 Финляндия 9,25 10,00 8,93 8,89 8,75 9,71 Полноценная демократия
6 Ирландия 9,24 10,00 7,86 8,33 10,00 10,00 Полноценная демократия
7 Дания 9,22 10,00 9,29 8,33 9,38 9,12 Полноценная демократия
7 Канада 9,22 9,58 9,64 7,78 9,38 9,71 Полноценная демократия
9 Австралия 9,09 10,00 8,93 7,78 8,75 10,00 Полноценная демократия
10 Швейцария 9,03 9,58 9,29 7,78 9,38 9,12 Полноценная демократия
11 Нидерланды 9,01 9,58 9,29 8,33 8,75 9,12 Полноценная демократия
12 Люксембург 8,81 10,00 8,93 6,67 8,75 9,71 Полноценная демократия
13 Германия 8,68 9,58 8,57 8,33 7,50 9,41 Полноценная демократия
14 Великобритания 8,52 9,58 7,50 8,89 7,50 9,12 Полноценная демократия
15 Уругвай 8,38 10,00 8,57 6,11 7,50 9,71 Полноценная демократия
16 Австрия 8,29 9,58 7,86 8,33 6,88 8,82 Полноценная демократия
16 Испания 8,29 9,58 7,14 7,78 8,13 8,82 Полноценная демократия
18 Маврикий 8,22 9,17 8,21 5,56 8,75 9,41 Полноценная демократия
19 Коста Рика 8,13 9,58 7,50 6,67 7,50 9,41 Полноценная демократия
20 Франция 8,12 9,58 7,86 7,78 6,88 8,53 Полноценная демократия
21 Чили 8,08 9,58 8,57 5,00 8,13 9,12 Полноценная демократия
22 Португалия 8,03 9,58 7,86 6,11 7,50 9,12 Полноценная демократия
23 Южная Корея 8,00 9,17 7,86 7,22 7,50 8,24 Несовершенная демократия
24 Япония 7,99 8,75 8,21 6,67 7,50 8,82 Несовершенная демократия
25 США 7,96 9,17 7,14 7,78 7,50 8,24 Несовершенная демократия
26 Мальта 7,95 9,17 7,50 6,11 8,13 8,82 Несовершенная демократия
27 Эстония 7,90 9,58 7,86 6,67 6,88 8,53 Несовершенная демократия
28 Израиль 7,86 9,17 7,86 8,89 7,50 5,88 Несовершенная демократия
29 Ботсвана 7,81 9,17 7,14 6,11 7,50 9,12 Несовершенная демократия
30 Кабо-Верде 7,78 9,17 7,36 6,67 6,88 8,82 Несовершенная демократия
31 Тайвань 7,73 9,58 8,21 6,11 5,63 9,12 Несовершенная демократия
32 Чехия 7,69 9,58 6,79 6,67 6,88 8,53 Несовершенная демократия
33 Бельгия 7,64 9,58 8,21 5,00 6,88 8,53 Несовершенная демократия
34 Кипр 7,59 9,17 6,43 6,67 6,88 8,82 Несовершенная демократия
35 Италия 7,52 9,58 6,07 7,78 6,25 7,94 Несовершенная демократия
36 Словения 7,50 9,58 6,79 6,67 6,25 8,24 Несовершенная демократия
36 Литва 7,50 9,58 6,43 6,11 6,25 9,12 Несовершенная демократия
38 Латвия 7,49 9,58 6,07 6,11 6,88 8,82 Несовершенная демократия
39 Греция 7,43 9,58 4,86 6,67 7,50 8,53 Несовершенная демократия
40 ЮАР 7,24 7,42 7,50 8,33 5,00 7,94 Несовершенная демократия
41 Восточный Тимор 7,19 9,58 6,29 5,56 6,88 7,65 Несовершенная демократия
42 Словакия 7,17 9,58 7,14 5,56 5,63 7,94 Несовершенная демократия
43 Малайзия 7,16 9,17 7,86 6,67 6,25 5,88 Несовершенная демократия
43 Тринидад и Тобаго 7,16 9,58 7,14 6,11 5,63 7,35 Несовершенная демократия
45 Колумбия 7,13 9,17 6,79 5,56 5,63 8,53 Несовершенная демократия
46 Панама 7,05 9,58 6,07 6,67 5,00 7,94 Несовершенная демократия
47 Болгария 7,03 9,17 6,43 7,22 4,38 7,94 Несовершенная демократия
48 Аргентина 7,02 9,17 5,36 6,11 6,25 8,24 Несовершенная демократия
49 Суринам 6,98 9,17 6,43 6,67 5,00 7,65 Несовершенная демократия
50 Ямайка 6,96 8,75 7,14 4,44 6,25 8,24 Несовершенная демократия
51 Индия 6,90 8,67 6,79 6,67 5,63 6,76 Несовершенная демократия
52 Бразилия 6,86 9,58 5,36 6,11 5,00 8,24 Несовершенная демократия
53 Тунис 6,72 9,17 5,71 7,22 5,63 5,88 Несовершенная демократия
54 Филиппины 6,64 9,17 5,36 7,22 4,38 7,06 Несовершенная демократия
55 Гана 6,63 8,33 5,71 6,67 6,25 6,18 Несовершенная демократия
55 Венгрия 6,63 8,75 6,07 5,00 6,25 7,06 Несовершенная демократия
57 Польша 6,62 9,17 6,07 6,11 4,38 7,35 Несовершенная демократия
58 Перу 6,60 9,17 5,00 5,56 5,63 7,65 Несовершенная демократия
59 Хорватия 6,57 9,17 6,07 5,56 5,00 7,06 Несовершенная демократия
60 Доминикана 6,54 9,17 5,36 6,11 5,00 7,06 Несовершенная демократия
60 Лесото 6,54 9,17 4,50 6,67 5,63 6,76 Несовершенная демократия
62 Монголия 6,50 9,17 5,71 5,56 5,00 7,06 Несовершенная демократия
63 Румыния 6,49 9,17 5,71 5,56 4,38 7,65 Несовершенная демократия
64 Индонезия 6,48 7,92 7,14 6,11 5,63 5,59 Несовершенная демократия
65 Намибия 6,43 6,58 5,36 6,67 5,63 7,94 Несовершенная демократия
66 Сербия 6,41 8,25 5,36 6,11 5,00 7,35 Несовершенная демократия
67 Эквадор 6,33 8,75 5,36 6,11 4,38 7,06 Несовершенная демократия
68 Таиланд 6,32 7,42 5,36 6,11 6,25 6,47 Несовершенная демократия
69 Шри-Ланка 6,27 7,00 6,07 5,56 6,25 6,47 Несовершенная демократия
70 Парагвай 6,24 8,75 5,71 5,00 4,38 7,35 Несовершенная демократия
71 Сальвадор 6,15 9,17 4,64 6,11 3,75 7,06 Несовершенная демократия
71 Гайана 6,15 6,92 5,36 6,11 5,00 7,35 Несовершенная демократия
73 Мексика 6,09 7,83 6,07 7,22 3,13 6,18 Несовершенная демократия
74 Папуа — Новая Гвинея 6,03 6,92 6,07 3,89 5,63 7,65 Несовершенная демократия
75 Гонконг 6,02 3,58 4,36 6,11 7,50 8,53 Несовершенная демократия
75 Сингапур 6,02 3,92 7,86 5,00 6,25 7,06 Несовершенная демократия
77 Македония 5,97 7,00 5,36 6,67 3,75 7,06 Гибридный режим
78 Украина 5,90 7,42 2,71 6,67 6,25 6,47 Гибридный режим
79 Албания 5,89 7,00 5,36 4,44 5,00 7,65 Гибридный режим
80 Бангладеш 5,88 7,83 6,07 6,11 4,38 5,00 Гибридный режим
81 Фиджи 5,85 6,58 5,36 6,11 5,63 5,59 Гибридный режим
82 Сенегал 5,81 6,08 6,07 4,44 6,25 6,18 Гибридный режим
83 Молдова 5,75 6,58 4,64 6,11 4,38 7,06 Гибридный режим
84 Черногория 5,65 5,67 5,36 6,11 4,38 6,76 Гибридный режим
85 Мадагаскар 5,64 7,92 3,57 6,11 5,63 5,00 Гибридный режим
86 Армения 5,54 7,50 5,36 6,11 3,13 5,59 Гибридный режим
87 Малави 5,50 6,08 4,29 5,00 6,25 5,88 Гибридный режим
88 Либерия 5,45 7,42 3,07 5,56 5,63 5,59 Гибридный режим
89 Грузия 5,42 7,83 3,21 6,11 4,38 5,59 Гибридный режим
89 Гондурас 5,42 7,83 4,29 4,44 4,38 6,18 Гибридный режим
91 Бутан 5,30 8,75 6,79 2,78 4,38 3,82 Гибридный режим
92 Непал 5,28 4,83 5,36 5,00 5,63 5,59 Гибридный режим
93 Гватемала 5,26 6,92 4,64 3,89 4,38 6,47 Гибридный режим
94 Кения 5,18 3,50 5,71 6,67 5,63 4,41 Гибридный режим
95 Танзания 5,16 5,75 5,00 5,00 5,63 4,41 Гибридный режим
96 Марокко 5,10 5,25 4,64 5,56 5,63 4,41 Гибридный режим
97 Бенин 5,09 4,67 5,71 4,44 5,63 5,00 Гибридный режим
97 Замбия 5,09 4,75 2,93 4,44 6,88 6,47 Гибридный режим
99 Уганда 5,02 4,33 3,57 4,44 6,88 5,88 Гибридный режим
100 Мали 4,92 6,42 3,07 3,89 5,63 5,59 Гибридный режим
101 Киргизия 4,89 6,08 2,93 6,67 3,75 5,00 Гибридный режим
102 Босния и Герцеговина 4,86 6,17 2,93 5,56 3,75 5,88 Гибридный режим
102 Сьерра-Леоне 4,86 6,58 2,86 3,33 6,25 5,29 Гибридный режим
104 Боливия 4,84 4,75 3,93 5,00 3,75 6,76 Гибридный режим
105 Гаити 4,57 4,75 2,07 3,89 6,25 5,88 Гибридный режим
106 Ливан 4,36 3,92 1,50 6,67 5,00 4,71 Гибридный режим
107 Гамбия 4,33 4,00 4,29 3,33 5,63 4,41 Гибридный режим
108 Пакистан 4,25 6,08 5,71 2,22 2,50 4,71 Гибридный режим
109 Нигерия 4,12 5,17 3,93 3,33 3,75 4,41 Гибридный режим
110 Турция 4,09 3,08 5,00 5,00 5,00 2,35 Гибридный режим
111 Кот-д’Ивуар 4,05 4,33 2,86 3,33 5,63 4,12 Гибридный режим
112 Буркина-Фасо 4,04 3,92 2,71 4,44 5,00 4,12 Гибридный режим
113 Алжир 4,01 3,08 2,86 5,00 5,00 4,12 Гибридный режим
114 Иордания 3,93 3,58 4,29 3,89 4,38 3,53 Автократия
114 Кувейт 3,93 3,58 4,29 3,89 4,38 3,53 Автократия
116 Мавритания 3,92 3,50 3,57 5,00 3,13 4,41 Автократия
117 Палестина 3,89 3,33 0,14 7,78 4,38 3,82 Автократия
118 Ирак 3,74 5,25 0,00 6,67 5,00 1,76 Автократия
119 Ангола 3,72 2,25 2,86 5,56 5,00 2,94 Автократия
120 Мозамбик 3,65 2,58 2,14 5,00 5,00 3,53 Автократия
121 Габон 3,61 2,58 2,21 4,44 5,00 3,82 Автократия
122 Мьянма 3,55 3,08 3,93 2,78 5,63 2,35 Автократия
122 Никарагуа 3,55 1,25 2,86 3,89 5,63 4,12 Автократия
124 Камбоджа 3,53 0,83 4,64 3,33 5,63 3,24 Автократия
125 Эфиопия 3,44 0,42 3,57 5,56 5,00 2,65 Автократия
126 Того 3,30 3,17 1,79 3,33 5,00 3,24 Автократия
127 Нигер 3,29 2,92 1,14 3,33 4,38 4,71 Автократия
128 Катар 3,19 0,00 4,29 2,22 5,63 3,82 Автократия
129 Руанда 3,16 1,42 4,29 2,78 4,38 2,94 Автократия
129 Зимбабве 3,16 0,00 2,50 4,44 5,63 3,24 Автократия
131 Коморские острова 3.15 2,08 2,21 3,89 3,75 3,82 Автократия
132 Свазиленд 3,14 0,92 2,86 2,78 5,63 3,53 Автократия
132 Гвинея 3,14 3,50 0,43 4,44 4,38 2,94 Автократия
134 Конго 3,11 2,17 2,50 3,89 3,75 3,24 Автократия
134 Россия 3,11 2,17 1,79 5,00 2,50 4,12 Автократия
136 Вьетнам 3,08 0,00 3,21 3,89 5,63 2,65 Автократия
137 Египет 3,06 2,67 3,21 3,33 3,75 2,35 Автократия
137 Оман 3,06 0,08 3,93 2,78 4,38 4,12 Автократия
139 Казахстан 2,94 0,50 2,14 4,44 4,38 3,24 Автократия
140 Венесуэла 2,88 0,00 1,79 5,00 4,38 3,24 Автократия
141 Афганистан 2,85 3,42 0,64 3,89 2,50 3,82 Автократия
141 Камерун 2,85 1,67 2,50 3,33 4,38 2,35 Автократия
143 Куба 2,84 0,00 3,57 3,33 4,38 2,94 Автократия
144 Джибути 2,77 0,42 1,29 3,89 5,63 2,65 Автократия
145 ОАЭ 2,76 0,00 3,93 2,22 5,00 2,65 Автократия
146 Азербайджан 2,75 0,50 3,21 2,78 3,75 3,53 Автократия
147 Судан 2,70 0,00 1,79 5,56 5,00 1,18 Автократия
148 Гвинея-Бисау 2,63 4,92 0,00 2,78 3,13 2,35 Автократия
149 Бахрейн 2,55 0,83 2,71 2,78 4,38 2,06 Автократия
150 Беларусь 2,48 0,92 2,00 2,78 4,38 2,35 Автократия
151 Иран 2,38 0,00 2,86 4,44 3,13 1,47 Автократия
152 Эритрея 2,37 0,00 2,14 1,67 6,88 1,18 Автократия
153 Китай 2,26 0,00 4,29 3,33 2,50 1,18 Автократия
154 Бурунди 2,15 0,00 0,07 3,33 5,00 2,35 Автократия
155 Лаос 2,14 0,00 2,86 1,67 5,00 1,18 Автократия
156 Ливия 2,02 0,00 0,00 2,78 4,38 2,94 Автократия
157 Узбекистан 2,01 0,08 1,86 2,22 5,00 0,88 Автократия
158 Йемен 1,95 0,00 0,00 3,89 5,00 0,88 Автократия
159 Саудовская Аравия 1,93 0,00 2,86 2,22 3,13 1,47 Автократия
159 Таджикистан 1,93 0,08 0,79 1,67 6,25 0,88 Автократия
161 Экваториальная Гвинея 1,92 0,00 0,43 3,33 4,38 1,47 Автократия
162 Туркменистан 1,72 0,00 0,79 2,22 5,00 0,59 Автократия
163 Чад 1,61 0,00 0,00 1,67 3,75 2,65 Автократия
164 Сирия 1,43 0,00 0,00 2,78 4,38 0,00 Автократия
165 ЦАР 1,32 1,25 0,00 1,11 1,88 2,35 Автократия
166 ДР Конго 1,13 0,00 0,00 1,67 3,13 0,88 Автократия
167 КНДР 1,08 0,00 2,50 1,67 1,25 0,00 Автократия
Читайте также:  Продление срока договора аренды

Каждый из политических режимов обладает признаками, отличительными чертами, которые и являются их сущностью. Демократическая форма правления не исключение. У нее есть несколько признаков, которые выделяют ее на фоне остальных способов управления и которые определяют, что такое демократия.

  • Само слово означает власть народа. Именно народ при ней является главным и единственным источником власти.
  • Народ выбирает представителей власти – депутатов. Общество делает это только одним способом – честные, открытые, свободные выборы.
  • Власть не выбирается один раз и навсегда: отличительной особенностью демократии является то, что депутаты избираются на определенный и не очень долгий срок, по истечение которого выборы будут происходить заново.
  • Равенство прав любого человека – очередная особенность этого режима. У каждой личности есть права, которые она может отстаивать при помощи независимых механизмов – судов.
  • Все государственное устройство, весь государственный аппарат не сосредоточен у узкой группы лиц – он разделен на ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную.
  • Если при тоталитаризме оппозиция всяческими способами пресекалась и уничтожалась, то демократия в этом вопросе отличается кардинально – оппозиция ведет свободную деятельность, высказывает свое недовольство, организует шествия, политические демонстрации, митинги и прочие формы выражения протеста и несогласия.
  • Независимые от государства средства массовой информации, которые свободно рассказывают о том, что происходит в стране – основа демократического устройства.

Вся сущность демократии заключается во власти народа – голосованиях, референдумах, демонстрациях, на которых общество выражает свои требования, предпочтения, несогласие и так далее.

Важно! Демократизм не гарантирует права и свободы абсолютно всем гражданам. Например, человек, который нарушил какой-либо закон, должен будет понести наказание в виде ограничения этих самых прав и свобод.

Отличие авторитаризма от тоталитаризма

  1. Главное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что в авторитарном режиме власть умеренно влияет на общество и степень цензуры гораздо меньшая, чем при тоталитаризме, тогда как тоталитарный режим стремится контролировать каждого гражданина государства, его мысли, поведение и личные идеалы. Также для авторитарного режима характерны харизматичные, влиятельные и умные лидеры и их несменяемость, потому что в первую очередь они обеспечивают государственный курс, а не идеология, в то время как в тоталитарном режиме лидеры не являются такими значимыми, хотя при формировании тоталитарного режима они всегда присутствуют и обеспечивают всеобъемлющую идеологизацию населения (Ленин в СССР эпохи военного коммунизма, Гитлер в нацистской Германии, Ким Ир Сен в Северной Корее). Авторитарный режим заканчивается или со смертью лидера, не оставившего себе преемника, и/или в случае, когда к власти придёт либеральный лидер, из-за чего он преобразится в демократический (СССР времён Перестройки). Тоталитарный режим более стойкий и практически не способен разрушиться без влияния внешних сил, хотя имеет свойство становиться авторитарным режимом, когда его задача завершена и население идеологизировано, что произошло в СССР с началом НЭП.
  2. У тоталитарного и авторитарного режимов различаются цели. Тоталитаризм часто связан с желанием построить утопическое государство, в то время как авторитаризм в основном предназначен для решения конкретных задач, быстрой мобилизации всего государства.
  3. Принцип тоталитарного режима — «запрещено всё, что не раз­ре­ше­но законом», а принцип авторитарного — «запрещено всё, что вредит власти».
  4. В отличие от тоталитаризма, народ при авторитарной власти не идеологизирован, так как в авторитарном режиме идеология либо отсутствует, либо она является только государственной и не распространяется на всё население.
Читайте также:  Что будет за пересечение сплошной линии в 2022 году и новые изменения

Понятие политического режима было введено в лексикон политологов во II-ой половине XX века, хотя попытки описать их и классифицировать были предприняты еще Платоном и Аристотелем.

Современная политология, основываясь на исследованиях М. Дюверже, Ж.-Л.Кермонна, Г. О’Доннелла и Ф. Шмиттера, трактует политические режимы как формы политического управления, различающиеся между собой по:

мере участия граждан государства в его управлении. В Украине народ имеет право выбирать депутатов всех уровней, в том числе, в главный законодательный орган — Верховную Раду. А вот население Брунея такой привилегией похвастать не может: страной правит монарх — султан, который передает власть по наследству;

методам и способам организации политической власти. Например, правление Пиночета в Чили основывалось на военной диктатуре и репрессиях, полной противоположностью ему является Швеция, которой управляет парламент, избираемый всеобщим голосованием;

степени политической свободы. Сравните: в России зарегистрированы 78 политических партий, а на Кубе только одна — коммунистическая — и существование другой партии даже не допускается;

правовому статусу личности. Есть государства, где конституционно за всеми гражданами закреплены равные права. К ним относятся Германия, Великобритания, Франция, Швеция и т. д. Однако, есть и страны, в которых ущемляются права определенных рас и этносов. Вспомним режим апартеида в ЮАР, при котором притеснялись темнокожие, или Третий Рейх, преследовавший евреев и цыган.

Итак, можем сделать вывод: политические режимы — это совокупность приемов, форм и методов организации власти. В узком значении под политическим режимом понимают государственный политический режим, т. е. политическое устройство отдельно взятого государства.

Ситуация в странах СНГ

В 2022 году в ЦА официально войдут девять стран.

  • Азербайджанская Республика. В Азербайджане сейчас автократия. В рейтинге 2021 года государство заняло 146 место.
  • Армения. Одна из немногочисленных стран СНГ с гибридным режимом демократии. В рейтинге 2021 года Армения заняла 86 место.
  • Белорусская Республика. В Беларуси преобладает авторитарный режим. В рейтинге 2021 года страна заняла 150 место.
  • Казахстан. В Казахстане «царствует» автократия. В 2021 году в рейтинге республика заняла 139 место.
  • Кыргызстан. В Киргизии преобладает гибридный режим. В 2021 году страна заняла 101 место.
  • Молдова. В стране распространён гибридный режим. Молдова в рейтинге стоит на 83 месте.
  • Российская Федерация. В России преобладает авторитарный режим. Россия на 135 месте в рейтинге.
  • Таджикистан. В данном государстве преобладает автократия. В 2021 году страна в рейтинге заняла 160 место.
  • Узбекистан. Для Узбекистана характерна автократия. В 2021 году республика заняла 157 место из 167 мест.

Таблица: классификация стран КНА по уровню годовой демократии.

Страна Место в рейтинге в 2018 году Место в рейтинге в 2017 году Место в рейтинге в 2012 году
Узбекистан 156 158 161
Таджикистан 159 159 151
Российская Федерация 144 135 122
Молдова 79 78 67
Киргизия 98 95 106
Казахстан 143 141 143
Белорусская Республика 137 138 141
Армения 103 111 114
Азербайджанская Республика 149 148 139

Украина и Туркменистан официально не входят в состав ЦА.

Украина — это гибридная демократия. В 2019 году индекс составил 5,90, и страна заняла 78-е место в рейтинге. В 2018 году Украина заняла 84-е место с индексом 5,69, а в 2017 году — 83-е место с индексом 5,69.

Для Туркменистана характерен авторитаризм. В рейтинге 2019 года он занял 162-е место с индексом 1,72. В 2018 и 2017 годах страна занимала 162-е место с аналогичным индексом.

Авторитарный режим и его признаки

Авторитаризм — это режим, при котором власть осуществляется при незначительном участии народа. В авторитарных режимах государственная власть сосредоточена в руках одного человека (президента, монарха, премьер-министра) или группы людей, например, определенной партии, армии или группы оли-глав. Участие других сил в политической жизни существенно ограничено.

Признаки авторитарного режима:.

Концентрация управления, монополия на власть близких групп людей.

Неспособность контролировать власть со стороны народа, отсутствие реальных выборов и подотчетности власти населению.

Ограниченные политические права: в частности, свобода оппозиционной деятельности и прессы.

Нарушение принципа разграничения полномочий. Стиль руководства.

Власти активно сдерживают политических оппонентов.

Конституционные и демократические права могут существовать на бумаге, но на практике они нарушаются.

Официальная идеология доминирует, но к другим идеологическим течениям относятся терпимо.

Правящая партия интегрирована с государством.

Авторитарный режим опирается непосредственно на полицию, армию и разведывательные службы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные структуры являются важным элементом государственного механизма.

Авторитарные режимы также опираются на другие традиционные социальные институты, такие как бюрократия и церковь.

Широкое участие государственного сектора в экономике.

Часто агрессивная позиция во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

Примеры стран с авторитарными режимами: Иран, Китай.

Демократия — это тип политической системы, который подразумевает активное использование коллективных методом принятия политических решений с равным воздействием участников. О том что демократия имеет греческие корни и в переводе дословно означает — «власть народа» мы все знаем со школы.

При рассмотрении демократии на уровне государство, в современные дни она определяется через некоторые признаки:

  • Назначение власти и политических глав и лидеров через справедливые и конкурентные выборы
  • Ответственность избранной власти перед избирателями
  • Равноправие граждан государства
  • Народ в демократической системе является единственным легитимным (законным) источником власти
  • Плюрализм мнений и политических взглядов
  • Общество нацеленно на достижение общего блага и удовлетворения общих интересов.

С уверенностью, можно сказать что на сегодняшний день демократия является лидирующим режимом среди всех прочих. Однако ряд ученных и политических экспертов заявляет что пик ее популярности уже прошел, и сейчас общество по всему миру идет по пути снижения демократических принципов. Некоторые из критиков считают, что современная демократия является несостоятельным режимом, и не учитывает интересы рядового гражданина.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *