Полис ОСАГО может подорожать наполовину
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полис ОСАГО может подорожать наполовину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.
Что это за методика и как давно она существует
Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.
Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику, где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался: количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок.
Нововведений в ОСАГО ждут в 2022 году
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».
Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».
По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.
«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.
Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.
«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.
По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».
По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Какие максимальные суммы выплат по ОСАГО действуют в 2022 году
На сегодняшний день российское законодательство устанавливает такие лимиты выплат по ОСАГО:
- Компенсация ущерба, причинённого имуществу пострадавшему в ДТП. Максимальная сумма – 400 000 рублей.
- Ущерб был причинён здоровью или жизни потерпевшего – до 500 000 рублей.
- Компенсация ущерба, который причинён имуществу нескольких пострадавших. Может предоставляться всем пострадавшим. Максимальная сумма выплат – 400 000 рублей.
- Выплаты дальним родственникам умершего в дорожном инциденте для проведения похорон – до 50 000 рублей.
- Возмещение убытков, причинённых имуществу при оформлении Европротокола, – до 50 000 рублей. Страховщику нужно сообщить о происшествии в течение 5 дней.
- Компенсации лицам с близкими родственными связями для захоронения погибшего в аварии – до 475 000 рублей.
Важно! Если виноватый в инциденте на дороге оказался пострадавшим, величина страхования рисков не будет пропорционально распределяться между участниками ДТП. Если сумма возмещения ущерба значительно меньше выплаты, ответственность по доплате недостающей суммы будет возложена на виноватого в инциденте. Примером может служить полная гибель машины, когда её невозможно или нецелесообразно восстановить.
Если страховая компания без оснований занижает величину страховых выплат, ей может быть выписан штраф в размере половины суммы. Его следует начислить хозяину полиса автогражданки.
Внимание! Начисления осуществляются по ОСАГО участника инцидента, который признан виновным в аварии.
Вопросы и ответы по ОСАГО
Когда виноваты 2 водителя?
Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.
Когда виновнику ДТП все равно придется платить?
Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).
Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).
Если есть КАСКО
Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.
Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО — вами.
Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.
Проведение осмотра или независимой технической экспертизы
Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.
При этом страховщих согласовывает с водителем время и место проведения осмотра или экспертизы. Водитель должен предоставить автомобиль в указанное место к указанному времени. Если водитель не приедет на экспертизу, она будет отложена, а вместе с ней будут отложены и страховые выплаты.
Если автомобиль не может участвовать в дорожном движении, то его осмотр проводится по месту нахождения.
Если страховщик не провел осмотр транспортного средства или его экспертизу в течение 5 дней, потерпевший может провести экспертизу за свой счет. Впоследствии стоимость экспертизы будет возмещена, т.е. включена в выплату по ОСАГО.
Пошаговая инструкция внесения водителя в полис ОСАГО в страховой компании
Чтобы изменить список водителей в договоре ОСАГО, можно посетить офис страховой компании. При этом не важно, где владелец оформлял предыдущий документ. Внести изменения можно в любом из филиалов страховщика. Цена полиса от места внесения правок не изменится.
Самостоятельно вносить какие-либо записи в договор ОСАГО запрещено. Это расценивается как подделка документов и несет за собой ответственность.
Таким образом, вписать гражданина в ОСАГО можно за несколько простых шагов.
- В первую очередь необходимо направить СК заявление о желании внести изменения (в письменном виде). Как уже упоминалось выше, для этого достаточно обратиться в ближайший офис этой компании. В случае, если владелец страховки не может сам присутствовать при переоформлении, он может направить вместо себя другого человека. Однако в этом случае потребуется доверенность (последняя должна быть заверена нотариусом).
- Страхователю также следует подготовить документы, необходимые для изменения данных. Их список уже приводился выше.
- Далее все нужные данные вносятся в единую базу.
- После этого страховщик либо вернет водителю старую страховку с уже внесенными изменениями, либо выдаст новый бланк.
- В некоторых случаях может потребоваться доплата за внесение водителя в ОСАГО.
Для внесения изменений в ОСАГО требуется присутствие не владельца транспортного средства, а гражданина, заключавшего договор с СК.
Нововведения 2022 года не так сильно повлияли на порядок получения ОСАГО. Основным изменениям подверглись базовая ставка, а также стаж и возраст водителей. Для некоторых категорий граждан итоговая стоимость страхования увеличилась, а для некоторых – напротив, уменьшилась.
Существуют несколько важных нюансов при изменении полиса:
- После переоформления необходимо убедиться, что информация попала в базу данных АИС (особенно это актуально для электронных документов). Если водителя остановит сотрудник ГИБДД и увидит, что его нет в базе – будет наложен штраф.
- Вносить изменения без личного присутствия страхователя можно только по доверенности. И хотя допускается использование не заверенной бумаги, большинство СК их не принимают.
- Если владельцем ТС является юридическое лицо, для внесения изменений потребуется предоставить свидетельство о регистрации компании.
- Перед походом в офис СК следует убедиться, что все необходимые бумаги остаются действующими.
Полис ОСАГО и его выгода
ОСАГО – это вид страхования, при котором страхователь страхует свою ответственность перед третьим лицом на случай, если по его вине произойдет ДТП.
Оформить полис можно непосредственно в офисе страховой компании, через агента или через интернет. В соответствии с законом об ОСАГО страховщик может осуществлять прямую выплату пострадавшей стороне, или брать на себя ответственность по организации восстановительных работ поврежденного застрахованного транспортного средства.
Ремонт может проводиться в автосервисах, с которыми у страховщика заключен договор, или в выбранном пострадавшей стороной СТО при наличии подтверждающих документов и соглашения между сторонами. Если вред причинен здоровью, компенсация должна быть зачислена на счет пострадавшей стороны.
Как быть, если максимальной компенсации недостаточно для ремонта авто?
Стоимость ремонта дорогих авто после серьезной аварии, как правило, значительно выше даже максимально возможной компенсации. По закону страховщик не может выплатить больше установленного максимума. Но как быть пострадавшей стороне, если выплаченного недостаточно для полноценного ремонта?
В этом случае пострадавшей стороне пригодится расчет стоимости ущерба, проведенного экспертом, на основании которого можно требовать с виновника аварии недостающей суммы.
Для начала можно попытаться решить вопрос в досудебном порядке, отправив соответствующее письмо виновнику, с требованием покрыть недостающую разницу собственными средствами. В большинстве случаев, не желая ввязываться в судебные разбирательства, виновники ДТП соглашаются возместить ущерб. Если пострадавшая сторона получит отказ, или ответа не будет вовсе, можно собирать документы для подачи иска в суд.
Если сумма ущерба больше лимита
Когда реальный ущерб больше чем лимит страховки, то оплата производится не более лимита.
Однако есть случаи превышения:
- Если виновник заключил договор ОСАГО с увеличенным покрытием ущерба, то есть дополнительно застраховал свою ответственность. Условия такого договора страхователь и страховщик, в том числе сумма покрытия ущерба, оговаривается между собой сами;
- Если страховщик не уплачивает добровольно суммы по страховке, не выдает направление. Тогда потерпевший может взыскать сверх страхсуммы неустойку в размере не большей установленных лимитов. Получается, что максимальное возмещение ущерба при ДТП в 2018 году может увеличиваться на сумму неустойки. И предельный размер может достигнуть 1,6 млн. руб.
Величина максимальных выплат
Теперь рассмотрим, какую сумму покрывает ОСАГО.
К сожалению, размер выплаты не будет максимально возможным, поскольку рассчитывается с учетом износа автомобиля и минимума расходов на восстановление здоровья.
С этим можно спорить, но страховщик сделает все, чтобы урезать свои расходы.
Следовательно, водителю нужно знать, какая максимальная сумма выплаты по ОСАГО в 2022 году предусмотрена российским законодательством. Речь идет о следующих суммах:
- ущерб имуществу – 400 тыс. руб.;
- причинение вреда жизни и здоровью – 500 тыс. рублей (ранее предполагалось увеличение суммы до 2 млн. руб., но пока оно отложено);
- затраты на погребение – 25 тыс. руб.;
- родственникам погибшего в случае смерти кормильца – 475 тыс. рублей.
От чего будет зависеть итоговый размер выплаты
Необходимо понимать, что максимальная выплата по страховке полагается далеко не каждому, кто является пострадавшим в ДТП. Если в результате ДТП причинен ущерб транспортному средству, то при расчете выплаты учитываю:
- цена деталей (запасные части),
- цена работы (при царапинах или сколах),
- услуги за работы на станции.
С недавнего времени выплата по полису может производиться не только в денежной форме, но и путем оплаты ремонтных работ на станции. В этом случае сумму ущерба выставляет станция, с которой у страховщика заключен договор. Никакие средства на руки клиент при этом не получает.
Если речь идет про выплату по здоровью, то в данном случае все решается персонально. При расчете выплаты учитываются:
- степень полученной травмы,
- оплата лечения,
- стоимость медикаментов.
Для подтверждения расходов потребуется предоставить все справки с медицинского учреждения и чеки, подтверждающие оплату. После получения документов компания перечисляет средства на личный счет потерпевшего.
Какие сроки выплат по полису ОСАГО?
Согласно Правилам ОСАГО страховая компания рассматривает заявление о возмещении ущерба, причиненного автомобилю или здоровью водителя в течение 20 дней. Если в своем заявлении пострадавшая сторона указывает СТО не из списка партнеров страховщика, то на принятие решения компании отводится 30 дней. По истечении этого срока страховщик обязан выдать направление на ремонт (выплатить денежные средства) или направить мотивированный отказ страхователю.
Если после ДТП по ОСАГО положена выплата в связи со смертью страхователи или иного лица, на составление акта о страховом случае и выплату денег страховщику отводится 5 дней после принятия всех заявлений. Если срок направления на ремонт или срок осуществления возмещения не будет соблюден, страховщику придется выплатить неустойку, равную 1% от размера ущерба. Если будет не соблюден срок направления отказа, то санкции составят 0,05% от страховой суммы по виду ущерба.
Чего ждать в ближайшее время
По планам реформаторов ОСАГО в 2020 году нас ждет череда нововведений.
- Расширение тарифного коридора: базовая цена полиса для водителей категории В окажется в границах примерно от 1200 до 9000 рублей (сейчас это 2700–4900 рублей) — по выбору страховой компании.
- Отмена территориального коэффициента (может быть) и коэффициента мощности при расчете тарифа на полис ОСАГО (с 1 октября 2020 года). Вместо них появится новый коэффициент, учитывающий количество зафиксированных нарушений ПДД, совершенных конкретным водителем.
- Внедрение в автомобили электронных устройств, позволяющих дистанционно отслеживать манеру вождения (телематика), — на добровольной основе, однако тем, кто откажется, повысят стоимость полиса. Аккуратные (по мнению устройства) водители в дальнейшем получат наивысшие скидки. А как быть, если автомобиль водят несколько людей? Видимо, в ход пойдут «усредненные» данные.
- Повышение тарифов на полис ОСАГО в диапазоне 20–25 % — такой прогноз дает Центробанк, если разработчики реформы ОСАГО поднимут лимит выплат за вред здоровью, нанесенный другим участникам движения, до 2 млн рублей.
Штраф за езду без полиса ОСАГО, возможно, повысят до его нынешней средней стоимости — 5400 рублей. Предложение исходит из Госдумы.
Что предпринять при ДТП
- Заглушите двигатель и включите «аварийку».
- Если есть пострадавшие, в первую очередь необходимо оценить их состояние, и если оно позволяет, убрать с проезжей части. Вызвать скорую помощь. Если это необходимо, оказать первую помощь самостоятельно. Если таких навыков нет, обратиться к проезжающим и прохожим. Ни в коем случае не оставляйте пострадавшего в одиночестве, не позволяйте ему переохладиться и старайтесь поддерживать его в сознании до приезда врачей.
- Позвоните в ГИБДД, сообщите о ДТП и дайте координаты вашего местонахождения.
- Поставьте знак аварийной остановки.
- Свяжитесь с вашей страховой компанией по телефону, указанному в полисе.
- Оставайтесь на месте до прибытия сотрудников ГИБДД, и не трогайте и не перемещайте окружающие предметы.
- Осмотритесь, обратитесь к прохожим. Возможно, кто-то видел аварию и может выступить в качестве свидетеля. Обязательно возьмите контакты этих людей.
- Пока ожидаете сотрудников, проведите фотосъемку места ДТП. Зафиксируйте все значимые детали (сломанный светофор, или загороженный дорожный знак, следы шин, оставленные при торможении, стертая разметка, препятствие на дороге и т.д.). Также позаботьтесь о том, чтобы сохранилась запись на видеорегистраторе.
- Прочтите документы, которые составит инспектор. В случае вашего несогласия с чем-либо, это должно быть внесено в протокол ДТП.