Юрист готов ответить на ваш вопрос!
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юрист готов ответить на ваш вопрос!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применение сотрудниками физической силы и спецсредств регламентирует пятая глава «Закона о полиции» и третья «О войсках национальной гвардии Российской федерации». В них подробно описано, когда работники милиции могут применить силу, обозначена возможность использования спецсредств и запреты на это.
Когда применение физической силы разрешено
Главный принцип применения физического воздействия полицией: только если другие методы — не силовые — не обеспечивают выполнения функциональных обязанностей.
То есть насильственные действия правомерны только после того, как другие меры принуждения к сохранению правопорядка исчерпаны. Этот принцип реализуется в следующих случаях:
- при пресечении полицией правонарушений и преступлений;
- во время задержания и доставления в отдел лиц, совершивших правонарушение/преступление;
- если кто-либо активно противодействует законным требованиям сотрудника полиции.
В каких случаях сотрудники полиции имеют право применять физическую силу в отношении гражданина?
Применение физической силы сотрудниками полиции в отношении граждан регламентирует глава 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон «О полиции»).
Согласно ст. 20 Закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
При этом сотрудник полиции обязан предупредить о намерении использовать физическую силу, предоставив при этом достаточное время для выполнения требований (ч. 1 ст. 19 Закона «О полиции»). Без предупреждения сотрудник полиции имеет право действовать, когда промедление в применении силы создает опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным (ч. 2 ст. 19 Закона «О полиции») (например, если нарушителем совершаются насильственные действия в отношении граждан, и даже тогда, когда вред еще не причинен, но есть реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции).
Таким образом, применение физической силы сотрудником полиции является правомерным, если оно является реакцией на противоправное поведение (сопротивление), отсутствует реальная возможность несилового воздействия.
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
Статья 4. Организация полиции
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 8. Открытость и публичность
1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.
Крайняя необходимость
Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.
При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.
Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.
Когда применение оружия и специальных средств незаконно
И ещё несколько важных ограничений, действующих при использовании специальных средств. Сотрудникам полиции запрещено:
• Наносить удары резиновой дубинкой по голове, ключицам, области живота, в область сердца, шеи, половых органов.
• Применять СПОТ для пассажирского транспорта, если там имеются пассажиры. Это же относится и к различному мототранспорту, а также иностранному дипломатическому (консульскому) транспорту.
• Использование СПОТ запрещается на мостах, ж/д переездах, в тоннелях, эстакадах, а также в «сложной» местности с ограниченной видимостью или горных трассах.
• Окрашивающие средства устанавливаются только с согласия собственника того объекта, где планируется размещение.
• Применять водяные пушки (водометы) на холоде (при температуре ниже 0 градусов).
Список, конечно, не исчерпывающий. Но для всех ограничений применения спецсредств действует исключение: сотрудники полиции вправе не следовать им в случаях, допускающих использование огнестрельного оружия. Например, для задержания гражданина, оказывающего вооруженное сопротивление или освобождения заложников.
Сотрудник полиции применил физическую силу: насколько это законно?
Ситуация, при которой сотрудники полиции могут применить при задержании или предотвращении преступления не оружие, а физическую силу, допустим, используют специальные приемы захвата или рукопашного боя, совсем не редкость. Но законно ли такое действие? Статья 18 (Закон «О полиции») право на применение физической силы полицейским во время несения службы допускает наряду с применением спецсредств и служебного оружия. Но и здесь всё не так просто.
Допускается применение физической силы полицейским (группой полицейских) при определенных обстоятельствах, только при возникновении ситуации, когда разрешено законом применять и другие методы, оружие или спецсредства.
• С целью пресечь административное правонарушение или совершаемое преступление.
• В случае сопротивления законному требованию сотрудника полиции.
• С целью задержания гражданина, совершившего преступление (административное правонарушение).
Стоит заметить, что ст. 18 закона «О полиции» указывает также на обязанность сотрудника полиции, который по роду выполнения служебных обязанностей может столкнуться с необходимостью применить силу, проходить специальную подготовку и тренировки, связанные с действиями в условиях применения силы.
Статья 4. Организация полиции.
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина.
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции пресекает действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:
1) Называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;
2) В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
5.1. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обеспечивает каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Права полицейских в США по отношению к гражданам. Справка
Американский полицейский, работающий в одном штате, не может арестовать или преследовать преступника, который скрылся в другом.
В отличие от России, в США нет Уголовного или Административного кодекса. Есть свод законов, который должен знать наизусть каждый полицейский.
(Журнал «Милиция», 23.12.2003, №12, С риском по жизни)
Изначальной правовой основой производства ареста и обыска в уголовном процессе США является IV поправка к Конституции США: «Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, документов и имущества от необоснованных обысков и арестов недолжно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту».
(Журнал «Милиция», 25.01.2000, №1, Арест и обыск по-американски)
В Америке действует так называемое Правило Миранды — в правовой системе США демократическая норма уголовного процесса, созданная Верховным судом в 1966 г.
Верховный суд США признал, что показания арестованного или задержанного, не ознакомленного с правом хранить молчание и получать советы адвоката, не могут фигурировать в суде. Определенной формулировки этого напоминания нет: в различных штатах оно произносится по-разному.
Верховный суд лишь требует, чтобы задержанному было четко рассказано о его правах и он подтвердил, что понял их.
Обвиняемый может потребовать исключить любые признания, полученные, например, путем незаконной слежки.
Правило Миранды не распространяется на подозреваемых, если во время допроса они не находятся под арестом или если они добровольно дают полиции уличающие показания вместо того, чтобы давать их в виде ответов при допросе.
В целом, в соответствии с действующими в США законами полиция наделена обширными полномочиями в деле охраны правопорядка. Американский полицейский не обязан показывать свое удостоверение, но должен иметь специальный жетон на видном месте.
Офицерам полиции США не надо искать понятых: показаниям сотрудников правоохранительных органов в этой стране принято доверять, так как за фабрикацию ложных сведений полицейских ждет очень суровое наказание.
Нельзя ругаться, а тем более оскорблять полицейского при исполнении — в Америке за неуважение к представителю сил правопорядка можно угодить в тюрьму.
Применение силы в американской полиции детально регламентировано. Огнестрельное оружие — последний, но самый весомый для многих аргумент не в пользу схватки с представителем закона.
Согласно действующим правилам, сотрудник полиции может применять табельное оружие в любой ситуации, которую он считает опасной для своей жизни и здоровья.
Впрочем, любое применение оружия автоматически влечет за собой медицинское освидетельствование, а также отпуск и расследование о законности его применения.
Применение огнестрельного оружия полицией допускается при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, как мирных, так и находящихся в рядах ВС. При этом должно быть констатировано, что иными способами защиту указанных лиц осуществить невозможно.
Дежурный по полку капитан Королев».
О прибытии перечисленных лиц дежурный по полку немедленно докладывает командиру полка или лицу, его замещающему.
В том случае, когда прибывшего командира (начальника) встречает командир полка и докладывает ему, дежурный по полку только представляется.
В случае прибытия в полк генералов и адмиралов, не указанных в настоящей статье, а также старших офицеров не своей воинской части дежурный по полку только представляется им.
Например: «Товарищ генерал-майор. Дежурный по полку капитан Петров».
Затем он сопровождает их к командиру полка или лицу, его замещающему.
Другие военнослужащие не своей воинской части после выяснения их личности и цели прибытия при необходимости пропускаются в полк по разовым пропускам.
Помощник дежурного по полку
При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:
- Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
- Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
- Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.
Немного о слезоточивом газе
Это химическое оружие не летального действия, призванное защитить стражей правопорядка от разгневанной толпы во время массовых беспорядков. Слезоточивые спецсредства, находящиеся у полиции:
- газовые шашки;
- аэрозольные баллоны;
- ручные гранаты, в том числе комбинированного действия (светозвуковые с резиновой шрапнелью, заполненной ирритантом);
- контейнеры в патронах для отстрела сигнальными пистолетами и спецкарабинами.
Обобщенное название «Черемуха» и «Сирень» с цифровой маркировкой.
Слезоточивый газ применяется:
- при задержании – гражданина, который может оказать вооруженное сопротивление либо был застигнут органами правопорядка на месте преступления и предпринял попытку к бегству;
- для пресечения – оказываемого правонарушителем сотруднику полиции сопротивления, уголовного или административного правонарушения, массовых беспорядков;
- для отражения атаки – если правонарушитель решил напасть на полицейского;
- для освобождения заложников.
Конституция РФ и ФЗ РФ как правовая основа применения спецсредств в работе ПО
Сотрудники полиции при использовании огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы обязаны руководствоваться рядом нормативно-правовых актов, основное место среди которых занимают Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции» и Уголовный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения
Случаи, в которых сотрудники органов внутренних дел вправе применить огнестрельное оружие, определены Федеральным Законом «О полиции»
В соответствии с ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе применять оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и гражда
Конституция Российской Федерации, будучи основным законом страны, обладает высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, регулирующих организация правоохранительных органов.
Систематический анализ статей основного закона (ст. 71, ст. 72) позволяет сделать вывод о том, что организация и деятельность правоохранительных органов находятся в исключительном ведении Российской Федерации и урегулированы в федеральных конституционных и федеральных законах и принятых в соответствие с ними подзаконных нормативных правовых актах.
Понятие «необходимая оборона» и «крайняя необходимость». Требования руководящих документов по проф. подготовке сотрудник ПО в условиях, связанных с применением физической силы и спецсредств
Статья 18. Федерального закона «О полиции» право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В состоянии необходимой обороной, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:
- Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
- Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
- Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.