Часто задаваемые вопросы по картам тахографа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Часто задаваемые вопросы по картам тахографа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если стоимость приобретения карт водителей менее установленного организацией стоимостного порога для признания актива основным средством, то в бухгалтерском учете можно признать их в качестве МПЗ и учитывать по отдельному субсчету счета 10 «Материалы» (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01)).

Зачем нужно выгружать данные с карт тахографа?

Аргументов в пользу регулярной выгрузки данных с карт тахографа два — рациональный и законодательный:

  • Во-первых, объем модуля памяти карты ограничен, потому после заполнения всех ячеек для записи система будет выдавать ошибку. Это приведет к потере данных, фиксируемых тахографом — а применяется эта информация не только для составления отчетности при проверках, но и для анализа внутри предприятий.
  • Во-вторых, обязательность выгрузки зафиксирована в нормативных документах. Приказ №36Минтранса РФ (от 13 февраля 2013 года) устанавливает правила, согласно которым не реже, чем в 28 дней, сведения с карточек водителей для тахографов нужно выгружать и переносить на жесткий диск или другой носитель для длительного хранения.

Кому выдают карты ЕСТР

Получить электронный документ может любой гражданин Российской Федерации или физическое лицо, проживающее на территории нашей страны более 185 суток. Кроме этого:

  • водитель должен быть совершеннолетним, если он обслуживает большегрузное транспортное средство;
  • претендент на документ должен достичь возраста 21 года и иметь профессиональный стаж более 12 месяцев, если он обслуживает автобус;
  • водитель должен получать электронный формуляр впервые (на момент подачи заявления, у водителя не должно быть такой же активной карточки);
  • гражданин должен иметь права с открытой категорией C, D или E.

Карта водителя изготавливается не более двух недель, после чего выдается водителю лично в руки. Пользоваться картой владелец имеет право только сам лично, передача документа другим сотрудникам запрещена нормами законодательства.

Бухгалтерский учет карт водителя

Приобретенная карта принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой при приобретении (изготовлении) за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение (изготовление), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Оприходование карты может отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При передаче карты работникам их стоимость списывается со счета 10, субсчет 10-9, в дебет счета 20 «Основное производство» или счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

С целью обеспечения контроля за сохранностью карты ее стоимость при передаче работнику организация может принять на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету 012 «Карточки, переданные работникам» по фактической себестоимости приобретения (изготовления).

Для проезда на общественном транспорте г. Москва используется карта «Тройка». Приобрести эту карту, то есть пластиковую карточку с чипом можно за 50 руб. в кассах метрополитена или киосках транспортных компаний. Эта сумма является залоговой и ее можно получить обратно, вернув карту продавцу. А вот для оплаты поездок карту нужно пополнить — стоимость годового «абонемента» обойдется в 19500 руб. а на три месяца в 5430 руб. Но ее можно пополнять и в течение года по мере необходимости.

В зависимости от порядка, принятого в учреждении, расходы работников на приобретение карты «Тройка» могут оплачиваться двумя способами:

Читайте также:  Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

первый — возмещение затрат, связанных с выполнением должностных обязанностей. В этом случае возмещение расходов на приобретение транспортной карты должно быть предусмотрено коллективным договором и другими локальными актами. Тогда оплата расходов производится по КОСГУ 222 в увязке с КВР 112 или 122;

второй — приобретение соответствующих транспортных услуг согласно требованиям закупочного законодательства. Такая закупка должна осуществляться от имени учреждения с учетом установленных закупочным законодательством ограничений и оплачиваться по КОСГУ 222 в увязке с КВР 244.

Отметим, что в Порядке применения КОСГУ, утвержденным приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н, нет четких указаний о том, по какой статье КОСГУ стоит оплачивать стоимость самой карты «Тройка». Однако, так как оказание транспортных услуг без самой карты невозможно, то есть наличие карты является гарантией получения услуг, то и стоимость смой карты. По нашему мнению, допустимо оплачивать по КОСГУ 222.

Но, независимо от принятого в учреждении способа оплаты расходов, приобретение транспортных карт, как правило, осуществляется подотчетными лицами.

Учет приобретения тахографа и карты водителя для служебного автомобиля

Для определения срока полезного использования может использоваться Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2022 №1 (абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2022 №1). Поскольку тахографы являются техническими средствами контроля, обеспечивающими регистрацию информации, данное оборудование соответствует коду ОКОФ 14 3312022 и, соответственно, включается в 5-ю амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Порядок бухгалтерского учета приобретенных карт водителя нормативно не установлен. Следовательно, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2022), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2022 №106н).

КОСГУ на приобретение и установку автомобильных тахографов

Расходы на приобретение и установку автомобильных тахографов вне рамок оборонного заказа следует отражать по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это тем, что к элементу вида расходов 244 относятся, в том числе расходы на приобретение навигаторов. Аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) является навигатором. Поэтому расходы на оснащение транспортных средств такой аппаратурой отразите по элементу вида расходов 244 (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

К какому виду расходов классификации расходов бюджета следует отнести расходы казенного учреждения на приобретение и установку автомобильных тахографов (технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»): 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» или 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд»?

Особенности учета тахографа в бухгалтерском учете

Тахограф, первоначальная стоимость которого не превышает 100 000 руб., учтите в составе материальных затрат . При методе начисления организация вправе самостоятельно определить порядок его списания с учетом срока использования тахографа и других экономических показателей. Например, единовременно или равномерно в течение нескольких отчетных периодов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, налоговую базу уменьшите после передачи тахографа в эксплуатацию и его оплаты поставщику (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Тахограф, приобретенный, но не установленный на автомобиль, использовать нельзя. Поэтому расходы на установку включайте в первоначальную стоимость тахографа как расходы на доведение до состояния, пригодного к использованию (п. 4 ст. 346.16, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.
Читайте также:  Состав декларации по налогу на прибыль

Несоблюдение требований об установке регистрирующих приборов на автобусы и маршрутки почти гарантированно приведет к потере предприятием лицензии на осуществление пассажирских перевозок. Как и в случае с пригородными перевозками, отсутствие самописца, нарушение правил его эксплуатации или нарушение режима работы по тахографу будет наказываться штрафными санкциями, вплоть до приостановки деятельности компании на срок до 3 месяцев.

Активация СКЗИ тахографа по КОСГУ

В настоящее время не установлен общепринятый нормативный порядок отражения карт водителей в бухгалтерской документации. Предприятия самостоятельно разрабатывают систему учета, которая в обязательном порядке отражается в общей бухгалтерии организации.

В случаях, когда затраты на карту водителя не превышает сорока тысяч рублей, расходы относят к категории материально-производственных затрат. Для отражения карт чаще применяют отдельный субсчет сч. 10 «Материалы» или 10/9 «Инвентарь и хоз.принадлежности».

Так же как и для устройств контроля, для водительских карт, которые уже эксплуатируются, организуют отдельные забалансовые счета для их учетности. Специфика карт состоит в том, что они индивидуальны для каждого водителя. Поэтому карта прикрепляется за каждым сотрудником отдельно. С забалансового счета списание карты может произойти при ее потере или при сокращении работника с должности.

Приобретение и установка приборов, а также получение карт водителей учета является обязательным при коммерческом использовании грузовых автомобилей для организации перевозок.

Поэтому финансовые издержки на данные категории следует относить к затратам на имущество, требуемое для работы и эксплуатации основных средств предприятия.

Такие виды финансовых издержек являются составной частью материальных затрат и отражаются в конечной сумме стоимости и монтажа в момент начала эксплуатации.

Тахографы – бортовые самописцы, которые в автоматическом режиме регистрируют основные параметры движения ТС и работы/отдыха водителя – могут отличаться по своей конструкции. Основными разновидностями являются:

  1. Аналоговые (шайбовые) тахографы (Запрещены для внутрироссийских перевозок с 01.07.2016. Разрешены только для ЕСТР)
  2. Устройства европейского образца (соответствуют требованиям ЕСТР). Предназначены для контроля движения ТС, выполняющих международные рейсы.
  3. Контрольные приборы без СКЗИ. Не оборудуются модулем криптозащиты информации, что накладывает ограничение на их эксплуатацию в пределах РФ (Не соответствуют 36 приказу Минтранса).
  4. Устройства с СКЗИ. Оснащаются блоком криптографической защиты, что позволяет использовать их при коммерческих перевозках (грузовых либо пассажирских) на территории РФ.

» Статьи » Ключевые особенности активация тахографа

После того как вы приобрели современный цифровой тахограф важно пройти процедуру активации блока СКЗИ (или НКМ). Активизировать его работоспособность можно с использованием карты мастерской. Вся процедура осуществляется по запросу.

В нашей статье затронем такие темы, как активация и калибровка тахографа КОСГУ, а также предоставим всю дополнительную информацию по данной теме.

С момента завершения этого процесса прибор может использоваться для выполнения своих прямых функций. Настройка запускает не только работоспособность всех систем устройства, но также и калибрует его, тем самым проводит настройку для правильного считывания и систематизации всех полученных данных.

Благодаря такому процессу становится возможным следующее:

  • подача данных о пробеге и скорости транспортного средства;
  • получение информации о режиме отдыха и труда водителя.

Процедура должна выполняться сразу же после того, как прибор был установлен на ТС. Автомобиль не может покидать место установки без наличия активного устройства. Перед тем как приступить непосредственно к процессу, требуется предварительная регистрация информации, не обойтись также и без получения сертификата в Росавтотранс.

Правила выдачи водительских удостоверений в 2022 году

Причиной того, что водительская карточка была отменена в начале XXI века, является начинавшаяся цифровизация документооборота, которая сопровождалась изменением законодательства. Если раньше сведения о водителе хранились лишь в том подразделении, в котором он получал права, то теперь они попадают в единую электронную базу ГИБДД.

Внедрение новых технологий привело к тому, что водителю достаточно лишь раз предоставить все необходимые документы, например, свидетельство об окончании автошколы. После этого все сведения будут храниться в базе ГИБДД в электронном виде.

В Постановлении Правительства РФ № 1095 и Приказе МВД № 995, устанавливающем Административный регламент, к числу необходимых документов отнесены:

  • заявление;
  • паспорт;
  • медицинское заключение по форме 003-В/у (в случае первоначального получения прав, открытия новой категории, замены удостоверения в связи с истечением срока действия);
  • свидетельство об окончании автошколы (после обучения в автошколе);
  • водительское удостоверение (при наличии).
Читайте также:  Перенос судебного заседания в гражданском процессе

Какие документы необходимы для получение карты водителя для тахографа — Тахокарт

Тахограф – многофункциональный прибор контроля, при помощи которого можно следить за действиями водителя, соблюдением им скорости движения на дороге и режимов труда и отдыха. Также цифровой бортовой самописец фиксирует основные показатели машины, которые, как и другие данные, сохраняются в памяти устройства.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

С введением в эксплуатацию приборов с блоком СКЗИ встал вопрос о приобретении специального чипа, при помощи которого водитель может совершать ряд основных действий с аппаратом. Без чип-карты устройство считается неисправным.

Она устанавливается в слот, когда работник отправляется в путь и вынимается после завершения рабочей смены.

Какие документы на карту водителя следует предоставить сотруднику фирмы, осуществляющей грузоперевозки и всем тем, кто недавно приобрел устройство контроля?

Водительская карточка в цифровом тахографе приспособлена для отображения, хранения и распечатки данных о действиях шофера. Указанные данные должны регулярно выгружаться, считываться не реже четырех недель.

Выбор, естественно, зависит от того, какой тахограф установлен на вашем автомобиле. Если же вы поступаете на работу в автопредприятие, парк которого располагает автомобилями с разными тахографами, имеет смысл приобрести модели обеих систем.

Если рассматривать какой вариант тахографа выгоднее, то следует обратиться к расчетам затрат на установку и эксплуатацию приборов. Специалисты подсчитали, что сумма первоначальных и последующих затрат на эксплуатацию устройства составит за 6 и 9 лет:

  • по тахографу СКЗИ — 67 000 руб. и 90 000 руб. соответственно;
  • прибору ЕСТР – 65 690 руб. и 71 690 руб. без затрат на получение и продление международной лицензии.

Чтобы установить европейский тахограф необходимо иметь лицензию на международные перевозки. Стоимость ее оформления у юристов составит от 45 000 до 75 000 руб. Срок получения займет 30 дней.

Типы карт по назначению

Следующий по частоте упоминания вопрос — какие карты тахографа бывают по типу использования. О карте водителя мы уже говорили: она нужна для доступа к функциям тахографа. Карточка находится в слоте прибора в течение всего времени вождения. И извлекается только после завершения рабочей смены. Срок службы карточки — не более 3 лет, после этого обязательна замена.

Кроме карты водителя используются также:

  • Карта предприятия. Она содержит данные о компании, которая эксплуатирует ТС с тахографами на борту. Карточка предприятия применяется для работы с бортовыми самописцами — в первую очередь для считывания сведений, хранящихся в памяти, и для того, чтобы закрывать доступ к данным. Как и у карт водителя, у тахокарты предприятия ограниченный срок действия — 3 года для СКЗИ и 5 лет для ЕСТР.
  • Карта мастерской. Держателем обычно является сотрудник сервисной компании, у которой есть лицензия на работу с тахографами. Используется Тахо карта для установки бортовых самописцев, их активации и настройки, а также для выгрузки технической информации. Оформлять карту мастерской нужно раз в год.

Сотрудники ДПС или Ространснадзора могут не только запрашивать у водителя распечатку информации, но и самостоятельно проверять собранные прибором сведения. Для этого у них есть карты контроллера, дающие доступ к записанным в памяти прибора сведениям. Оформляются такие тахокарты только на сотрудников государственных органов, а их использование строго регламентируется.

Как выглядит карточка водителя для тахографа

Существует несколько разновидностей карт, которые создаются под разные устройства. Более того, выпускаются отдельные виды документов в зависимости от территории, на которой будет эксплуатироваться ТС. Существуют карты российского и европейского образца. Выглядят они по-разному, хотя общие моменты схожи.

  • На карточку российского образца наносится следующая информация на русском языке:
  1. фамилия и имя её владельца;
  2. дата его рождения;
  3. период, на протяжении которого документ будет считаться действительным;
  4. наименование организации, которая его выдала;
  5. номер, серия удостоверения водителя и его карты;
  6. фото владельца документа и его личная подпись;
  7. почтовый адрес предприятия, которому принадлежит авто.
  • На карте европейского образца все данные указываются на английском языке. Отличий в пунктах практически нет, за исключением некоторых нюансов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *