Ответственность работодателя за задержку заработной платы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность работодателя за задержку заработной платы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За невыплату заработной платы руководителю компании грозит не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ). Также предусмотрен Уголовным кодексом штраф работодателю за задержку зарплаты. Ответственность распространяется не только на руководителя всей организации, но и на всех руководителей обособленных подразделений (филиалов, представительств).
Комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:
а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);
б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);
в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;
6) главные государственные инспекторы труда;
7) старшие государственные инспекторы труда;
8) государственные инспекторы труда.
Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках.
При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).
С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).
Административная ответственность по ч. ч. 2, 5, 7 ст. 5.27 КоАП РФ
Совершение правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение
Действия (бездействие) лица, ранее подвергнутого административному наказанию, подлежат квалификации по частям 2, 5, 7 статьи 5.27 КоАП РФ в том случае, если им совершено аналогичное административное правонарушение, которым является невыполнение (ненадлежащее выполнение) одной и той же обязанности, установленной трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение такого же административного правонарушения (например, отказ в выдаче документов, связанных с работой, или их копий одному, затем другому сотруднику (часть первая статьи 62 ТК РФ) (статья 4.6 КоАП РФ).
С учетом этого судьям следует проверять, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, на дату совершения нового аналогичного административного правонарушения. Окончание течения данного срока на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении не влияет на квалификацию имевшего место невыполнения (ненадлежащего выполнения) обязанности. (См. подробнее п. 8 Постановления).
В случае возбуждения дела об административном правонарушении в отношении, в частности, должностного лица необходимо учитывать, что возможность привлечения его к административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены аналогичные правонарушения по одному месту работы или в разных организациях. Так, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности, например, по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушения, допущенные в одной организации, а затем в течение установленного статьей 4.6 названного кодекса срока совершивший аналогичное нарушение, являясь должностным лицом другой организации, может быть привлечен к ответственности по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ.
Нарушение трудового законодательства
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если это нарушение не связано:
- с фактическим допущением к работе лица, не уполномоченным на это работодателем (т.е. работодатель не заключил с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор, ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
- уклонением от оформления или ненадлежащим оформлением трудового договора либо заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
- невыплатой или неполной выплатой в установленный срок зарплаты, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
- нарушениями государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ),
ответственность устанавливается по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и включает:
1) предупреждение;
2) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
3) штраф на ИП в размере от 1000 до 5000 рублей;
4) штраф на юридических лиц в сумме от 30 000 до 50 000 рублей.
За повторное аналогичное административное правонарушение ответственность наступает уже по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и влечет:
1) штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
2) в отношении ИП штраф на сумму от 10 000 до 20 000 рублей;
3) для юридических лиц штраф в диапазоне от 50 000 до 70 000 рублей.
Какие же конкретно нарушения подпадают под указанный состав административного правонарушения, какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении и от чего зависит ответственность? Об этом мы и поговорим более подробно.
Итак, работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за любое нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 5 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ.
И, как показывает анализ судебной практики, чаще всего происходит привлечение работодателя к административной ответственности именно по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
По оценкам ГИТ, к наиболее частым нарушениям трудового законодательства, за которые работодатели и их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по этой норме, относятся:
- отсутствие приказа о приеме на работу или о прекращении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
- нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, далее – Правила);
- отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ);
- неизвещение в письменной форме каждого работника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
- выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока ее выплаты (ч. 6 ст. 136 ТК РФ);
- отсутствие графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
- нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ);
- допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ и др.).
Фактическое допущение к работе
По ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателям грозит ответственность за фактическое допущение к работе человека неуполномоченным на это работодателем лицом, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключает с допущенным к работе лицом трудовой договор.
Само по себе фактическое допущение лица к работе не является административным правонарушением, если работодатель выполнил следующие условия:
1. Надлежащим образом оформил допуск сотрудника к работе. Поскольку фактическое допущение к работе – это начало трудовой деятельности, то оно должно быть соответствующим образом оформлено. Порядок такого оформления законодательством не регламентирован. В идеальном варианте следует прописать его в ЛНА. Если же это «разовая акция», то можно поступить следующим образом. Сотрудник (неуполномоченный на допуск работника, но который просит допустить к работе нового человека) пишет руководству или уполномоченному на это работодателем лицу служебную записку. Желательно сделать это заранее, чтобы получить одобрение от руководства (или иного уполномоченного лица). В записке во избежание спорных ситуаций рекомендуется прописать обговоренный характер работы и заработную плату (Пример 1). При согласии уполномоченного принимать решение о трудоустройстве должностного лица целесообразно также оформить такое согласие соответствующей резолюцией на служебной записке. Она послужит основанием для подготовки кадровиком приказа (или распоряжения) о допуске к работе.
Какую ответственность несет работодатель за задержку заработной платы
Конкретные даты выплаты заработной платы должны быть прописаны в Правилах трудового распорядка компании, в трудовом или коллективном договоре. Главное, чтобы дата выдачи второй части была в пределах 15 дней.
Если выплата заработной платы произойдет хотя бы на один день позже даты, установленной в трудовых договорах с сотрудниками, это будет считаться нарушением. На этом основании трудовой инспектор имеет право выписать штраф.
Большую опасность для компании представляют жалобы сотрудников. Дело в том, что работник в случае задержки заработной платы, имеет право подать исковое заявление в суд в течение года. Это право ему дано частью 3 статьи 392 ТК РФ. Поэтому, если работник сразу же не высказал своего недовольства задержкой заработной платы, это не означает, что уволившись, через несколько месяцев, он не обратиться в суд. И суд будет на его стороне.
Нет денег на зарплаты — нет уголовной ответственности
Одновременно с выходом Закона № 533-ФЗ Верховный Суд РФ выпустил разъяснения о привлечении к ответственности по ст. 145.1 НК РФ. Разделим их на два блока: в пользу и против интересов работодателя.
В пользу работодателя
1. Суд обращает внимание на то, что невыплата зарплаты квалифицируется по ст. 145.1 УК РФ лишь при совершении этого деяния умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности.
В связи с этим обстоятельством, служащим основанием для уголовной ответственности руководителя организации, является наличие у него реальной финансовой возможности для выплаты зарплаты, иных выплат либо отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий.
2. Периоды невыплат за отдельные месяцы года не могут суммироваться в срок свыше 2 или 3 месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты производились.
3. Невыплата заработной платы одним и тем же работникам либо разным работникам частично свыше 3 месяцев и полностью свыше 2 месяцев, если содеянное охватывалось единым умыслом виновного, квалифицируется только по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ. При этом все признаки деяния должны быть приведены в описательной части обвинительного приговора. В иных случаях невыплата зарплаты частично и полностью образует совокупность преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 данной статьи.
Не в пользу работодателя
1. Период формирования задолженности по зарплате должен исчисляться исходя из сроков ее выплаты, установленных правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а также исходя из времени, в течение которого зарплата фактически не выплачивалась полностью или частично. При этом 2- или 3-месячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной датой выплаты.
2. Ответственность по указанной статье наступает и в случаях, когда зарплата не выплачена сотруднику, с которым трудовой договор не заключался либо был оформлен ненадлежащим образом, но человек приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.
3. Сроки давности уголовного преследования за совершение преступления по ст. 145.1 УК РФ исчисляются с момента его фактического окончания, в частности, со дня погашения задолженности, увольнения виновного лица или временного отстранения его от должности. Увольнение работника, которому не была выплачена зарплата, не влияет на исчисление сроков давности уголовного преследования работодателя.
«Российская газета» № 1, 09.01.2019
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46
«О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Уголовная ответственность работодателя за невыплату заработной платы
Кого-то это может удивить, но, если работодатель не выплачивал зарплату сотрудниками умышленно, в связи с корыстной или иной целью, он может быть привлечен и к уголовной ответственности.
Если руководитель не выплачивает сотрудникам зарплату частично, то есть сумма выплаченной зарплаты меньше половины от положенной к выплате, и происходит это более трех месяцев, то ему может грозить:
- денежный штраф до 120 тыс. руб. или штраф в размере его дохода (зарплаты или какого-либо другого дохода) сроком до одного года;
- руководитель компании – должника может лишиться права занимать руководящие должности или трудиться в определенной сфере сроком до одного года;
- руководитель компании может быть наказан принудительными работами сроком до двух лет;
- руководитель компании может лишиться свободы сроком до одного года.
Если работодатель не выплачивает деньги сотрудникам дольше двух месяцев, ему может грозить:
- денежный штраф от 100 тыс. руб. до полумиллиона рублей или в размере его дохода (зарплаты или иного источника дохода) за период до трех лет;
- привлечение к принудительным работам длительностью до трех лет и дальнейшим лишением права трудиться на определенных должностях или работать в какой-то определенной сфере сроком до трех лет или бессрочно;
- лишением свободы сроком до трех лет и дальнейшим лишением права трудиться на определенных должностях или в определенной сфере сроком до трех лет или бессрочно.
Какие финансовые потери влечет задержка заработной платы?
Неполучение сотрудником полагающихся ему денежных средств за выполненную работу является достаточным основанием для применения к работодателю со стороны надзорных органов различных финансовых санкций. К ним относятся:
- Материальная ответственность в форме пени, начисленной на сумму задолженности за каждый день просрочки;
- Административные штрафы за нарушение ТК РФ в соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП;
- Штрафы в рамках уголовного наказания, при соблюдении определенных условий.
Применение материальной ответственности не зависит от воли работодателя или работника, оно происходит в момент погашения образовавшегося долга. Период начисления процентов определяется с даты, следующей за установленным в локальных актах днем выплаты зарплаты и заканчивается в момент полного погашения задолженности.
Размер начислений составляет 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Формула для расчета, следующая: Сумма долга × 1/150 × % ЦБ × Количество дней просрочки.
- Период просрочки: с 16.04.19 по 22.04.19 – 7 календарных дней;
Пеня в 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ – минимальная, локальными актами компании могут быть установлены более высокие размеры компенсации для подобных случаев.
Не доказан размер зарплаты – проценты за ее задержку исчисляются из минимальной величины
При нарушении работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Такие проценты рассчитываются в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В том случае, если работнику не удалось доказать реальный размер зарплаты, размер компенсации рассчитывается исходя из регионального минимума.
Применительно к предыдущим трудовым спорам, сумма компенсации составила 9 457 рублей 77 копеек, исходя из зарплаты — 17 561 рублей (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.06.2019 г. №33-17011/2019 и от 12.03.2019 г. №33-6941/2019).
Сотрудники могут инициировать банкротство
Работники компании имеют право стать инициаторами банкротства компании или заявить свои требования о выплате им долгов по заработной плате и выходные пособия уже в самой процедуре банкротства. В 2021 году появились первые подобные дела и, увы, их итого печален для компаний.
Согласно пункту1 статьи 7 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сотрудники, в том числе бывшие, могут обратится в суд с заявлением о признании работодателя банкротом из-за долгов по заработной плате.
Чтобы заявить свои требования в процедуре банкротства, сотрудники должны провести собрание не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов и заявить свои требования. На собрании сотрудники выбирают своего представителя, который будет защищать их интересы в процессе банкротства работодателя. Требования о выплате долгов по оплате труда включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим.