Услуги финансового управляющего при банкротстве физических лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Услуги финансового управляющего при банкротстве физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответ, казалось бы, — в вопросе. Это специалист, который управляет финансами должника в случаях и пределах, предусмотренных законом «О несостоятельности (банкротстве)». Но на самом деле функции и полномочия ФУ гораздо шире.
Стоимость услуг финансового управляющего
За участие в деле о банкротстве финансовый управляющий получает вознаграждение, которое выплачивается в размере фиксированной суммы и процентов.
Размер фиксированной суммы составляет 25 000 руб. за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве, независимо от срока, на который она была введена. Всего таких процедур может быть три: реструктуризация долгов, реализация имущества и мировое соглашение.
Поэтому должник при подаче заявления о признании себя банкротом должен внести на депозит суда 25 000 руб. (за одну процедуру) либо попросить отсрочку до первого судебного заседания. Эта сумма должна поступить на депозит до того момента, как будет введена одна из процедур, в противном случае производство по делу будет прекращено.
Выплата суммы процентов осуществляется за счет денежных средств, полученных:
— в процедуре реструктуризации долгов — в размере 7 % от удовлетворенных требований кредиторов. Другими словами, если должник погасил долг в размере 100 000 руб. финансовому управляющему необходимо заплатить 7 000 руб.
— в процедуре реализации имущества — в размере 7 % от размера выручки от реализации имущества. Например, продано имущество на 100 000 руб., из этих денег финансовый управляющий получит 7 000 руб., остальные 93 000 руб. пойдут на оплату расходов в деле о банкротстве и погашение требований кредиторов.
Замена финансового управляющего в деле о банкротстве
Замена финансового управляющего в деле о банкротстве возможна в случае:
- освобождения финансового управляющего от возложенных на него обязанностей по его заявлению. Управляющий в любой момент может отказаться от дальнейшего ведения дела без объяснения причин. Иногда финансовый управляющий дает свое согласие на участие в деле, рассчитывая получить дополнительное вознаграждение с должника (или кредитора), и не получив его, теряет интерес к делу.
- отстранения финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей за серьезные нарушения в работе.
- при переходе из процедуры реструктуризации долгов в процедуру реализации имущества на основании решения собрания кредиторов. Мнение должника при этом никак не учитывается.
В случае отстранения/освобождения финансового управляющего собрание кредиторов вправе в течение 10 дней предоставить иную СРО, из членов которой должен быть утвержден новый управляющий.
Рекомендации по выбору финансового управляющего для банкротства физлиц
Чтобы выбрать действительно квалифицированного и ответственного специалиста, который будет заинтересован в урегулировании сложившейся у вас проблемы, следует учитывать ряд практических рекомендаций:
- Перечень ФУ представлен в реестрах СРО, на сайте Росреестра. Также выбрать подходящего именно вам специалиста способны помочь специалисты юридических компаний, сотрудничающих с теми или иными управляющими.
- При выборе следует обращать внимание в первую очередь на дату регистрации, наличие/отсутствие фактов дисквалификации, количество не доведенных до конца дел (чем меньше — тем лучше).
- Обращайте внимание на среднюю длительность дел, в которых участвовал тот или иной финуправляющий, — чем быстрее он урегулирует вашу проблему, тем меньше вам придется ему заплатить.
Программа подготовки арбитражных управляющих
Кандидат на должность управляющего обязан пройти обучение – курсы подготовки арбитражных управляющих. Для зачисления на обучение необходимо иметь базовое высшее образование и внести плату за обучение на курсах.
Имеется реестр образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку управляющих. Для всех учреждений имеется единая программа подготовки арбитражных управляющих.
Следующий шаг — стажировка не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего. Дата начала стажировки — не ранее, чем дата выдачи свидетельства о сдаче единого теоретического экзамена. Форма прохождения стажировки определяется саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.
Кандидату необходимо вступить в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Условия вступления:
- высшее профессиональное образование. Можно иметь любое образование, но оптимальным считается юридическое или экономическое образование;
- наличие стажа работы не менее 1 года на руководящих должностях. Стаж обязательно должен быть официальным и подтверждаться документально (в идеале, трудовая книжка);
- стажировка в деле о банкротстве как помощник арбитражного управляющего;
- сдача теоретического экзамена;
- отсутствие наказания за административное правонарушение;
- отсутствие судимости за умышленное преступление (подтверждается справкой из правоохранительных органов);
- наличие договора обязательного страхования ответственности;
- оплаты взносов в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий может быть членом только одной саморегулируемой организации.
Основные этапы подготовки АУ
Перед тем как стать финансовыми управляющими, соискатели проходят серьёзную процедуру со множеством этапов. Для получения статуса нужна:
- Проверка на факты, мешающие профессии. К таким относятся отсутствие гражданства, судимости или запрет на получение руководящей должности. Полный список факторов, которые могут воспрепятствовать получению желанной должности, можно увидеть выше. Органы проверяют соискателя, и если находится хотя бы один препятствующий фактор, доступ к финансовому управлению на должности арбитражного управляющего будет закрыт.
- Получение знаний на курсах нужного профиля. Соискатели и так должны иметь высшее образование, связанное с вопросами финансового управления. Как правило, курс занимает от 2 до 3 месяцев. Специалисты его проходят по утверждённой законом программе.
Стажировка в качестве помощника управляющего
Стажироваться в СРО могут только успешно сдавшие экзамен лица. После поступления в организацию стажироваться нужно 2 года. Но это бесплатно.
Изначально человек поступает на должность помощника арбитражного управляющего. Руководить процессом может несколько специалистов. Это нужно, чтобы молодой специалист получил как можно больше разного опыта, пока будет практиковаться.
В первую неделю после поступления на работу разрабатывается план стажировки. Когда все его пункты готовы, план утверждается.
В правах человека, проходящего стажировку, остановить её в любой момент. Но для этого ему нужно сообщить о желании временно остановиться как минимум за неделю до того, когда он не сможет выйти на работу. При этом нужно составить промежуточный отчёт.
Курсы арбитражных управляющих
Для сдачи профильного экзамена нужно пройти обучение по программе, утвержденной Министерством экономического развития РФ. ВУЗы страны, имеющие специальность “Антикризисное управление”, разрабатывают специальные курсы по подготовке арбитражных управляющих на основе этой единой программы, и по их завершении выпускник сдает обязательный профильный экзамен.
За два десятилетия практики банкротства в нашей стране неоднократно менялись положения требований к профессии арбитражного управляющего. Все они прописаны в Законе РФ “О банкротстве” ст. 20. И ничто не стоит на месте, вполне вероятны дальнейшие изменения в этих критериях.
Если вы решите вплотную заняться подготовкой себя к новой профессии, обязательно уточняйте все нюансы и тонкости, обратившись к первоисточнику, который подробнейшим образом разъясняет каждый пункт Закона в отношении названной профессии.
Помимо высокого дохода этот вид работы имеет большие перспективы профессионального роста. Её можно совмещать с другой занятостью, не мешающей основным обязанностям, чтобы компенсировать имеющийся существенный недостаток – нерегулярный доход, зависящий от назначения судьи на проведение процедуры.
Этапы стажировки арбитражного управляющего
Для того чтобы стать арбитражным управляющим необходимо прохождение ряда последовательных этапов.
1. Прохождение программы подготовки.
В России для унификации условий образования разработана единая программа подготовки управляющих. Ее ключевыми целями является: подготовка слушателей к сдаче теоретического экзамена и предоставление возможности отточить свои знания на практике в ходе стажировки в СРО.
Курс обучения состоит из пяти базовых частей:
- правовая часть (87 вопросов);
- законодательная часть (80);
- экономическая (50);
- оценочная деятельность (32);
- практика (38)
Требования к арбитражным управляющим
Полномочия арбитражного специалиста определены Федеральным законом 127-ФЗ от 26.10.2002 и рядом Постановлений Верховного Суда. Основой для нормативных актов явились спорные судебные прецеденты, требующие разъяснения.
Арбитражный управляющий — гражданин РФ, предоставляющий услуги антикризисного менеджера в делах о банкротстве и являющийся членом некоммерческой саморегулируемой организации. Должность арбитражного специалиста не запрещает лицу заниматься другими видами деятельности, при условии, что это не отражается на качестве предоставления услуг.
Освоить профессию антикризисного специалиста может любой гражданин Российской Федерации, отвечающий следующим требованиям:
- высшее образования (предпочтительно финансовое или юридическое);
- членство в СРО;
- если гражданин ранее являлся участником саморегулируемой организации, от момента исключения из нее должно пройти не менее трех лет;
- регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- стаж работы на руководящей должности не менее 1 года;
- прохождение программы обучения;
- положительный результат экзамена;
- стажировка в качестве помощника арбитражного специалиста не менее 24 месяцев;
- отсутствие судимости;
- наличие застрахованной ответственности.
Помимо этого, человек должен обладать рядом профессиональных навыков:
- уметь анализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий;
- опыт в определении признаков преднамеренной или фиктивной несостоятельности;
- иметь опыт оспаривания сделок в судебном порядке и положительным результатом;
- опыт в ведении переговоров.
Управляющий обязан сохранять объективность по отношению ко всем сторонам процесса, любая заинтересованность и использование статуса в личных целях недопустимы.
Чаще всего антикризисными менеджерами становятся люди смежных профессий: юристы, финансисты, оценщики, экономисты, сотрудники налоговой службы и работники контролирующих органов, вышедшие в отставку.
Обязанности арбитражного управляющего
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
- вести реестр требований кредиторов;
- в случае выявления признаков административных правонарушений или преступлений сообщать о них в соответствующие органы;
- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
В качестве финансового управляющего может выступать гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из СРО (саморегулируемой организации АУ). Для этого необходимо соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 20 Закона № 127-ФЗ:
- Наличие высшего образования
- Стаж работы на должности руководителя
- Стажировка в качестве помощника АУ
- Пройденное обучение и сданный экзамен на должность АУ
- Отсутствие наказания в виде дисквалификации при совершении административного проступка и запрет на ведение определенной деятельности
- Отсутствие судимости
- Наличие договора социального страхования
- Внесение в СРО членских взносов
Зачем планируется ввести рейтинг АУ
Основная задача рейтинга АУ – не просто дать оценку работе специалиста, для этого уже сейчас существуют соответствующие методики, а сделать процесс утверждения управляющего более прозрачным. Планируется, что на основании рейтинга будет автоматизированно приниматься решение об утверждении конкретной кандидатуры.
При этом законопроект оставляет за СРО и АУ право подавать заявку на участие в процедуре. Это значит, что они по-прежнему смогут выбирать дела, а не браться за первое попавшееся. В то же время возможность подачи заявок позволит упростить поиски управляющего.
Фактически законопроект предлагает инициаторам банкротства не тратить время на выбор СРО, а дождаться, пока это произойдет автоматически. Это должно исключить ситуации, когда суды многократно вынуждены откладывать рассмотрение дела или вовсе прекращать его из-за отсутствия кандидатов для утверждения на должность управляющего. Последняя ситуация, увы, пока остается далеко не редкой.
Необходимость введения рейтинга
Необходимость изменения ситуации с выбором АУ назрела достаточно давно. В настоящее время далеко не всегда он является действительно независимым лицом. Часто кредиторам, а иногда и должникам различными противоправными схемами удается добиться назначения «дружественного» управляющего. Он начинает работать в интересах одной стороны, нередко получая за это незаконное дополнительное вознаграждение. Итогом таких действий всегда становится нарушение прав других участников процесса. Но привлечь АУ к ответственности возможно не всегда, ведь все схемы нужно еще сначала доказать.
Однако вопрос о необходимости введения именно синтетических рейтингов для независимого отбора АУ остается открытым. На текущий момент реализовать расчет показателей с помощью программного обеспечения несложно. Но насколько они будут объективными, остается под вопросом. Пока законодатели не рассматривают возможность учета в них субъективных показателей. Кроме того, остается открытым и вопрос с оценкой деятельности начинающих АУ, впервые включенных в реестр.
Планируется, что они будут получать баллы за членство в СРО. Кроме того, чтобы исключить консолидацию дел у нескольких АУ с большими рейтингами, планируется, что баллы будут временно вычитаться при подаче заявки. Это не позволит оформить неограниченное число запросов на участие в делах и в то же время должно открыть доступ к рынку и начинающим специалистам. Тем не менее пока нет однозначной схемы расчета рейтинга, и все эти вопросы остаются открытыми.
Как происходит утверждение АУ в настоящий момент
Существующая практика утверждения АУ в настоящий момент нередко подвергается критике. Она, в частности, предусматривает следующий механизм:
- Заявитель (кредитор или должник) выбирает саморегулируемую организацию и указывает ее данные в заявлении в суд.
- После принятия судом заявления в СРО направляется запрос на предоставление кандидатуры АУ.
- СРО рассылает предложение принять участие в деле своим членам, а затем при наличии согласия от них направляет соответствующий документ в суд.
- Судебный орган рассматривает кандидатуру АУ и, если всё нормально, утверждает ее.
По задумке законодателей такой метод должен был обеспечить назначение независимых управляющих. Но на практике ситуация оказалась иной, и такой механизм нередко подвергается критике со стороны всех участников процесса по следующим причинам:
- У заявителя по-прежнему есть возможность влиять на кандидатуру АУ, пусть и для этого ему приходится договариваться со СРО, а всем сторонам идти на фактическое нарушение закона.
- Никаких гарантий назначения АУ из случайно выбранной СРО нет. Все управляющие могут просто отказаться участвовать в деле, и тогда будет нужно искать другую саморегулируемую организацию.
- Фактически при выборе СРО добросовестный заявитель не имеет возможности оценить работу ее участников. Вся информация, конечно, открыта, но ее анализ в состоянии сделать только профессионалы, и даже у них на это уходит много времени. В результате СРО отбирают методом «тыка» или ориентируясь на собственный опыт взаимодействия с конкретной организацией.
Особенности единой программы арбитражных управляющих
Впервые должность арбитражного управляющего была закреплена в законе «О несостоятельности (банкротстве)», учебные программы для людей, планировавших работать в данном направлении, изменялись на протяжении многих лет. Последняя редакция единой программы как нельзя лучше обеспечивает подготовку лиц для исполнения функций, связанных с антикризисным управлением и ликвидационными процессами на предприятиях. Она в полной мере охватывает все стороны отношений внутри производства по делам банкротства, как теоретическую их часть, так и практическую деятельность каждого члена. Однако, следует учитывать, что прогрессивное общество постоянно совершенствуется, возникают новые виды отношений и отрасли права (понятие «конкурсное право» пока не нашло официального закрепления в законе, но уже активно используется в науке и практической деятельности). Поэтому занятие должности арбитражного управляющего требует постоянного обучения, получения новых знаний и информации.
Особенность единой обучающей программы для арбитражных управленцев сводится также к важности полномочий, возложенных на нас законом. В руках арбитражных управляющих находятся судьбы тех, кто попал в состояние кризиса и не может продолжать заниматься предпринимательской деятельностью без посторонней помощи
Арбитражные суды до сих пор не составили единого мнения по поводу обязательности участия арбитражного управляющего в прохождении процедуры банкротства. Однако, как показывает практика, частные дела, происходившие с привлечением их к работе над критической ситуацией, в 80% случаев имели успех: участники очищали свою кредитную историю, восстанавливали финансовое положение и избегали ликвидации
Стоит также обратить внимание на универсальность разработанной программы. Обучение по ней могут проходить не только арбитражные управляющие, но и работники из различных отраслей, которые в будущем планируют тесно иметь дело с финансами и могут быть подвержены банкротству
Объема предлагаемых единой программой знаний также достаточно для базового образования по предоставлению юридических и информационных услуг по вопросам антикризисного управления, а также представления интересов в судах – при наличии у таковых высшего юридического образования.