Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Государственный надзор и контроль

Федеральный государственный надзор в сфере труда регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Понятие контроля в сфере охраны труда

Контроль за охраной труда на производстве.

Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ; • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой; • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ; • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда; • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Что нового во внеплановых проверках

Основания для проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Ими являются:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в федеральную инспекцию труда:

  • информации о фактах нарушения работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте согласно ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Далее к вышесказанному необходимо отметить, что в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ в ст. 360 ТК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в частности, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах:

  • уклонения от оформления трудового договора;
  • ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Закон вступил в силу 11.01.2018.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Задачи и полномочия ФИТ

На основании ст.355 ТК существует ряд задач, которые находятся в области решения деятельности ФИТ:

  • обеспечивать следование и защиту трудовых прав и свобод людей, сюда же входит право на ряд надежных условий труда;
  • гарантировать то, чтобы работодатели следовали трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам, в состав которых входит ряд норм трудового права;
  • гарантировать направление работодателю и работникам данные относительно самых эффективных средств и методов следования положениям трудового законодательства и нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
  • доводить до сведения необходимого органа государственной власти факты нарушений, действий или злоупотреблений, не попадающих по действие закона и иного нормативно-правового акта.
Читайте также:  Куда пожаловаться на МФО? 5 организаций, где рассмотрят ваше обращение

Один из ключевых принципов работы государственного инспектора труда состоит в самостоятельности, которая говорит о том, что государственный инспектор труда во время реализации своих прав и обязанностей:

  • выступает в качестве полномочного представителя государства и находится под его защитой;
  • самостоятелен от государственного органа и должностного лица;
  • руководствуется исключительно Конституцией РФ, федеральным законом и иным нормативно-правовым актом.

Для того чтобы выполнять поставленные задачи, ФИТ предоставляют ряд широких полномочий, осуществить которые возможно исключительно при соблюдении вышеуказанных принципов.

Рассмотрим ключевые данные полномочия:

  • заниматься государственным надзором и контролем за тем, как соблюдаются в компаниях трудовое законодательство и ряд иных нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
  • анализировать обстоятельства и причины нарушений, которые выявлены, в результате чего важно принять меры относительно устранения и восстановления прав граждан, которые были нарушены;
  • рассматривать на основании законодательства РФ ряд дел относительно административных правонарушений;
  • направлять в необходимом порядке соответствующую информацию в ряд федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов;
  • заниматься надзором и контролем за тем, как соблюдается установленная система расследований, а также как учитываются несчастные случаи во время производства;
  • обобщать практику использования, анализировать то, что стало причиной нарушения трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, подготавливать соответствующие предложения по их улучшению;
  • анализировать картину и причины производственного травматизма и работать над предложениями относительно его профилактики, принимать участие в процессе расследования несчастных случаев на производстве или проводить такие расследования независимо;
  • принимать необходимые меры относительно привлечения в необходимом порядке ряд квалифицированных специалистов для того, чтобы обеспечить применение положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые относятся к охране здоровья и безопасности сотрудников в момент их деятельности, а также относительно получения данных о воздействии используемых методов, применяемых материалов и способов на состояние здоровья и безопасность сотрудника;
  • запрашивать у федерального органа исполнительной власти и его территориального органа, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, органа прокуратуры, судебного органа и иных компаний и безвозмездно получать от них данные, необходимые для того, чтобы выполнить возложенные на ФИТ задачи;
  • проводить личный прием и рассматривать заявления, письма, жалобы и другие обращения сотрудников относительно нарушения их трудовых прав, принимать меры относительно устранения нарушений, которые выявлены, и восстанавливать нарушенные права;
  • информировать и консультировать работодателя и работника относительно вопросов соблюдения трудового законодательства и ряда других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
  • информировать общественность относительно выявления нарушений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, проводить разъяснительную работу относительно трудовых прав сотрудников;
  • подготавливать и публиковать ежегодные доклады относительно соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, и представлять их в необходимом порядке Президенту РФ и Правительству РФ.

Глава VII. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Статья 43. Государственный надзор и контроль

1. Государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда осуществляют:

1) государственный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда;

2) специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

3) специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;

4) специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

2. Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от любых хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны.

Статья 44. Права и ответственность должностных лиц государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда

1. Положение о республиканском органе исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики, а в случае совмещения должности Главы Донецкой Народной Республики с должностью Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики – Главой Донецкой Народной Республики.

2. Должностные лица государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;

2) получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причины нарушений законодательства Донецкой Народной Республики и принятых мерах по их устранению;

3) выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, министерствам и другим республиканским органам исполнительной власти, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков в области промышленной безопасности и охраны труда;

4) запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих;

5) привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства донецкой Народной Республики об охране труда;

6) направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

7) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

8) выдавать работодателям предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

Читайте также:  Взносы ИП за себя в 2021-2022 годах

9) запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников, оборудования, машин, механизмов, материалов;

10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работника на производстве.

3. Должностные лица республиканского органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда являются государственными служащими.

4. Должностные лица республиканского органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда имеют право носить форменную одежду, образцы которой утверждаются в установленном порядке.

5. Должностные лица республиканского органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 45. Социальная защита должностных лиц государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда

1. Должностным лицам республиканского органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда государство гарантирует социальную защиту.

2. За лицами, которые освобождены от должностей в органах государственного надзора по возрасту или по болезни или увечье, а также за членами семьи или иждивенцами погибшего при исполнении служебных обязанностей должностного лица сохраняется право на льготы согласно законодательству Донецкой Народной Республики.

Реферат: Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Введение

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг — Федеральной службе по труду и занятости, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков — Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом — Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 3 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона.

  • Цель курсовой работы- рассмотреть работу государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
  • Постановка данной цели требует реализации ряда задач:
  • — дать определение федеральной службе по труду и занятости;
  • — рассмотреть полномочия трудовой инспекции;
  • — рассмотреть механизм осуществления проверок и составления актов трудовой инспекции;
  • — рассмотреть виды ответственности за нарушения трудового законодательства;
  • — рассмотреть новую концепцию главы 57 ТК РФ.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя четыре части, раскрывающие всю деятельность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, вторая включает в себя новую концепцию главы 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для написания курсовой работы были использованы такие источники, как Трудовой кодекс Российской Федерации, работы М. С. Петрова, Г. Ю. Касьяновой, О. С. Ефремова и многих других.

  1. 1.Государственный надзор и контроль
  2. Федеральная служба по труду и занятости
  3. В соответствии со статьями 353, 354, 356 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ, и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.04 № 324, и другими нормами законодательства.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда очерчивает ст. 20 ФЗ «Об основах ОТ в РФ». Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:

  • радиоактивных веществ;
  • атомной энергии;
  • ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:

  • гигиенические нормы;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.
Читайте также:  27. Кража, ее отличие от грабежа

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:

  • лаборатории госнадзора;
  • центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет согласно законодательству РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

  • обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

Ответственность за нарушение трудового законодательства

За нарушение трудового законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Основным видом нарушений трудового законодательства являются административные правонарушения. Именно их обычно устанавливают инспекторы труда. Рассмотрим меры ответственности за наиболее распространенные нарушения.

Так, ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает общую норму: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Значительно реже на практике встречается применение ст. 5.28 КоАП РФ: уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Непредоставление же работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, в соответствии со ст. 5.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Важно

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *