ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С СОСТАВЛЕНИЕМ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С СОСТАВЛЕНИЕМ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (в исключительных случаях — следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В случае сложности или большого объема уголовного дела дознание может быть поручено группе дознавателей в порядке ст. 223.2 УПК.

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками, внесенными Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в последующих редакциях) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.
  3. Анашкин О.А. Сроки в уголовном судопроизводстве на досудебных стадиях. М., 2006. 144 с.
  4. Башинская И.Г. Проблемы правовой регламентации института подследственности в российском уголовном процессе: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 21 с.
  5. Гришин Д.А. Реализация принципа законности при производстве дознания: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 209 с.
  6. Манова Н.С., Францифоров Ю.Ф. Процессуальная природа деятельности прокурора при окончании досудебного производства // Российский следователь. 2003. N 8. С. 35 — 37.
  7. Резяпов А.А. Окончание предварительного расследования с обвинительным заключением (актом, постановлением) и направление уголовного дела в суд: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. 30 с.
  8. Тырин А.В., Лукичев Н.А., Громов Н.А. Реализация функции обвинения при направлении прокурором уголовного дела в суд // Следователь. 2002. N 6. С. 8 — 11.

Описательно-мотивировочная и резолютивная части обвинительного акта

Описательно-мотивировочная часть акта об обвинении содержит информацию:

  • о главной основе обвинительных выводов, сущности неправомочного деяния, мотивах, методах, времени, месте его осуществления и об описании иных сведений, являющихся существенными в рамках уголовного делопроизводства;
  • о точном определении формы предъявленного обвинения с приведением положений и статей Уголовного кодекса Российской Федерации, предписывающих должное наказание за инкриминируемое подозреваемому неправомерное деяние;
  • о списках и сжатом описании улик против подозреваемого;
  • о списках и сжатой характеристике доказательных аргументов со стороны защиты;
  • об условиях, облегчающие или усугубляющие вину подозреваемого;
  • о пострадавших сторонах (ФИО ФЛ или название ЮЛ), степени нанесенного ущерба;
  • об условиях, которые повлияли на совершение неправомерного деяния, а также о проведенных мероприятиях по ликвидации этих условий, противоречащих законодательству.

Описательно-мотивировочная часть итогового документа об обвинении на стадии предварительного расследования должна соответствовать описательно-мотивировочной части обвинительного заключения. Упомянутые ранее предписания Пленума Верховного Суда РФ, данные им в Постановлении от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» относительно описания доказательств в итоговом документе обвинения предварительного расследования, обязательно учитываются в процессе составления описательно-мотивировочной части. В ней указываются аргументы, приведенные в свою защиту лицом, которому инкриминируется неправомерное деяние, итоги рассмотрения этих аргументов в ходе следствия, так как после составления и выдачи акта об обвинении, допрос данного лица не осуществляется в случае отсутствия предъявления ему обвинения согласно ст. 224 и гл. 23 УПК РФ.

Другой комментарий к статье 225 УПК РФ

1. Обвинительный акт — процессуальный документ, завершающий производство предварительного расследования в форме дознания. В обвинительном акте дознаватель формулирует обвинение и приводит доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, которые должны быть исследованы судом.

2. Обвинительный акт составляет дознаватель, непосредственно осуществлявший предварительное расследование по находящемуся у него в производстве уголовному делу.

В обвинительном акте указываются: 1) время и место его составления; 2) фамилия, инициалы и должность лица, его составившего; 3) все данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, имеющиеся в его документах (паспорте, свидетельстве о рождении и т.п.), а также установленные в ходе дознания; 4) место, время, способ, форма вины, мотивы совершенного им деяния, характер и размер вреда, причиненного преступлением, а также иные обстоятельства, подлежащие доказыванию (см. коммент. к ст. 73); 5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК; 6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты (те и другие со ссылками на листы материалов дела); 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; 9) список лиц, подлежащих вызову в суд; 10) сведения о месте нахождения обвиняемого; 11) сведения о движении уголовного дела и о заявленных судебных издержках; 12) сведения о месте хранения громоздких вещественных доказательств.

3. Обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется их подписями и подписью дознавателя.

4. По ходатайству потерпевшего или его представителя им может быть предоставлено право ознакомиться с обвинительным актом и материалами дела по правилам, установленным для обвиняемого и его защитника.

5. Ходатайства обвиняемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя, заявленные ими после ознакомления с материалами дела, подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления в установленном порядке (см. коммент. к ст. 119 — 122).

6. После подписания дознавателем обвинительного акта и его утверждения начальником органа дознания этот процессуальный документ вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

О прекращении уголовного дела (уголовного преследования) следователь выносит мотивированное постановление. В постановлении указывается: когда, где и кем оно вынесено; обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; квалификация преступления, по признакам которого было возбуждено уголовное дело; результаты предварительного расследования; применявшиеся меры пресечения; основание прекращения уголовного дела или уголовного преследования; решение об отмене меры пресечения, наложения ареста на имущество, почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров, временного отстранения от должности; решение о вещественных доказательствах; порядок обжалования данного постановления. Если прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, в постановлении должно быть отражено получение такого согласия. Если по делу привлечено несколько обвиняемых (подозреваемых), а основания прекращения относятся не ко всем из них, следователь прекращает уголовное преследование в отношении конкретного лица (лиц), а производство по уголовному делу продолжается. Копию постановления о прекращении дела следователь направляет прокурору. Кроме того, следователь должен вручить либо направить копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, а также потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему и гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в гражданском порядке. Если уголовное дело прекращено незаконно или необоснованно, прокурор вправе своим постановлением отменить постановление следователя о прекращении и возобновить производство по делу. Решение о незаконности или необоснованности прекращения уголовного дела может вынести и суд при рассмотрении жалобы. В этом случае решение суда подлежит направлению для исполнения прокурору. Возобновление производства по прекращенному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может иметь место лишь в случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Читайте также:  Учёба и армия: 19 вопросов, которые беспокоят призывников больше всего

Статья 223.2. Производство дознания группой дознавателей

1. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

2. Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.

3. Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.

4. Руководитель группы дознавателей принимает решения о:

1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 — 155 настоящего Кодекса;

2) прекращении уголовного дела полностью или частично;

3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

4) письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления;

5) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

6) направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;

7) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;

8) возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.

5. Руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Сроки дознания короче, чем сроки предварительного следствия. По общему правилу дознание в полном объеме производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Однако в случае необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток, а если дознание предполагает проведение большого объема процессуальных и следственных действий либо производство судебной экспертизы, назначенной по делу, срок дознания может быть продлен прокурором города или района (военным прокурором, приравненным к ним) либо их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Сокращенное дознание должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.

В случаях, когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать не представляется возможным, срок дознания может быть продлен прокурором до 20 суток.

О продлении срока дознания дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя.

Окончание предварительного расследования — это завершающий этап стадии предварительного расследования.
На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.
При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.
Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия:
1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;
2) прекращение уголовного дела;
3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Дознание заканчивается:
1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;
2) прекращением уголовного дела.
Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Окончание предварительного расследования – это завершающий этап стадии предварительного расследования.
На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.
При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.
Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия:
1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;
2) прекращение уголовного дела;
3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Дознание заканчивается:
1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;
2) прекращением уголовного дела.
Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Досудебные мероприятия – что это такое

Следственные процедуры представляют собой ряд активных мероприятий, предпринимаемых компетентными кадрами правоохранительных органов в рамках возбуждённого уголовного дела при наличии преступления и подозреваемых в этом деянии. Как правило, данные действия характеризуются по следующим признакам:

  • Обследование места преступления.
  • Сбор доказательств по настоящему делу.
  • Опрос очевидцев и свидетелей.
  • Поиск пропавших вещей, например, после кражи, и приобщение их к общим материалам.
  • Организация очных ставок.
  • Проведение процедуры дознания в отношении подозреваемого и его сообщников.
  • Выявление соучастников преступления, которые устанавливаются при детальном анализе преступления.
  • Формирование материалов УД для суда.

Следователь и подозреваемый

Несмотря на широкий спектр полномочий сотрудников оперативной группы, они должны выполнять ряд определённых правил, в частности:

  • Ни один участник в ходе активных оперативных процедур не может быть подвергнут опасности в результате их проведения.
  • В случае, если отсутствуют особые обстоятельства, мероприятия не могут проводиться в ночное время суток.
  • В ходе следствия могут проводиться обыски и допросы, для которых уполномоченным сотрудникам непременно потребуются ордера или ориентировки, дающие основания для вторжения в частную жизнь граждан.

Любые процедуры, инициированные сотрудниками правоохранительных органов, должны проводиться в рамках внутреннего регламента органов МВД и не нарушать закон, а также личные права и свободы граждан в соответствии с Конституцией РФ.

Особенности производства дознания в сокращённой форме

В ходе дознания в сокращённом варианте материалы доследственной проверки, полученные не процессуальным путём, используются как допустимые доказательства.

В ходе судебного разбирательства по уголовным делам, расследуемым по методу сокращённого дознания, не анализируются доказательства. К уголовному делу только приобщаются дополнительные сведения (при их наличии), характеризующие подсудимого.

Если подсудимый подтверждает своё ходатайство о рассмотрении дела в сокращённом порядке, судья выносит приговор, не исследуя при этом доказательств по имеющимся материалам уголовного дела.

Наказание при сокращённой форме дознания, которое назначено подсудимому, не может превышать половину максимального срока или размера самого строгого вида наказания, предусмотренного за совершённое преступление.

Итак, применение формы дознания в сокращённом варианте позволяет обеспечить соблюдение оптимального срока уголовного судопроизводства и существенно уменьшает размер процессуальных издержек.

В каком случае применяется сокращённое дознание?

Дознание в сокращённом варианте проводится исключительно по письменному ходатайству подозреваемого, проходящего по уголовному делу.

Чтобы данное ходатайство было удовлетворено, необходимо наличие следующих условий:

  • Возбуждённое в отношении написавшего ходатайство обвиняемого уголовное дело.
  • Полное признание и осознание вины подозреваемым в содеянном, отсутствие возражений с его стороны в отношении квалификации, характера содеянного и размера причинённого им ущерба.
  • Отсутствие обстоятельств, которые не допускают проведение дознания в сокращённом варианте.

Обстоятельства, не допускающие сокращённую форму дознания, указаны в законодательстве. Среди них:

  • совершеннолетний возраст подозреваемого;
  • отсутствие оснований медицинского характера;
  • отсутствие принадлежности к категории лиц, в отношении которых уголовные дела рассматриваются в особом порядке;
  • подозреваемый хорошо владеет русским языком и не нуждается в услугах переводчика;
  • лицо подозревается в совершении преступлений, допускающих сокращённый вариант дознания;
  • потерпевший не имеет никаких возражений против проведения рассматриваемой нами формы дознания.

Сущность данной стадии процесса заключается в том, что судья единолично или в порядке предварительного слушания дела с участием сторон выясняет наличие юридических и фактических оснований для рассмотрения дела по существу. При этом не предрешаются вопросы о виновности подсудимого.

Стадия подготовки дела к слушанию преследует две цели: 1) установить, нет ли каких-либо препятствий для продолжения уголовного судопроизводства по делу; 2) создать необходимые условия для предстоящего судебного заседания. То есть данная стадия выступает, с одной стороны, как проверочная по отношению к досудебным стадиям, а с другой – как подготовительная по отношению к стадии судебного разбирательства.

Постановление судьи о назначении судебного заседания определяет рамки судебного разбирательства. С момента вынесения решения о назначении судебного заседания обвиняемый становится подсудимым.

Совершая подготовительные действия к судебному заседанию, судья должен обеспечить внесение в судебное разбирательство только таких дел, которые расследованы всесторонне и объективно, без существенных нарушений уголовно-процессуального закона, и тем самым создать условия для обеспечения прав участников процесса и вынесения законного и обоснованного приговора.

Судья единолично может принять решения о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания и назначении судебного заседания.

Предварительное слушание может завершиться принятием следующих решений: о направлении дела по подсудности; возвращении уголовного дела прокурору; приостановлении производства по делу; прекращении дела; назначении судебного заседания.

Решение о назначении судебного разбирательства принимается, если дело подсудно данному суду, расследовано с соблюдением требований закона и нет оснований для его приостановления или прекращения.

Согласно ст. 237 УПК уголовное дело возвращается прокурору для устранения препятствий для его рассмотрения судом в следующих случаях:

1) если обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК, что исключает возможность постановления судом приговора или иного решения;

2) копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому;

3) при необходимости составления обвинительного заключения или обвинительного акта по делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;

4) имеются основания для соединения уголовных дел;

5) при ознакомлении обвиняемого с материалами дела ему в соответствующих случаях не были разъяснены права на заявление ходатайства о проведении предварительного слушания, о применении особого порядка судебного разбирательства и о слушании дела с участием присяжных заседателей или рассмотрении дела коллегией из трех федеральных судей.

При этом судья обязывает прокурора в пятидневный срок обеспечить устранение допущенных нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 237 УПК производство каких-либо следственных или процессуальных действий по уголовному делу, возвращенному прокурору, не допускается. Если же они проводились, то их результаты не имеют доказательственного значения.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 08.12.2003 № 18-П признал ч. 4 ст. 237 УПК не соответствующей Конституции и указал, что данная норма не позволяет осуществлять меры, необходимые для устранения обнаруженных нарушений. А это исключает восстановление нарушенных прав участников уголовного процесса и не позволяет осуществить по делу правосудие.

Читайте также:  Имеет ли право бабушка взять больничный по уходу за внуком?

Однако следственные и иные процессуальные действия, которые могут быть проведены после возвращения дела прокурору, по смыслу решения Конституционного Суда РФ, не могут быть связаны с восполнением неполноты предварительного расследования.

При этом судья обязывает прокурора в пятидневный срок обеспечить устранение допущенных нарушений.

Решение о приостановлении производства по уголовному делу принимается в случаях:

1) если обвиняемый скрылся и его место пребывания неизвестно;

2) тяжелого заболевания обвиняемого, подтвержденного медицинским заключением;

3) направления судом запроса в Конституционный Суд РФ или принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы о соответствии закона, подлежащего к применению в данном деле, Конституции;

4) когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в судебном разбирательстве отсутствует.

В соответствии с п. 3–6 ч. 1 ст. 24, п. 3–8 ч. 1 ст. 27 и со ст. 239 УПК решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования принимается по следующим основаниям:

– истечение сроков давности уголовного преследования;

– смерть обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу требуется для его реабилитации;

– отсутствие заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения;

– отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и иных судов, а также депутата законодательного органа субъекта РФ, следователей и адвокатов;

– наличие акта амнистии;

– наличие вступившего в законную силу приговора суда или решения суда о прекращении дела по тому же обвинению;

– наличие неотмененного решения органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению;

– отказ Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, или отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица, отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и иных судов, а также депутата законодательного органа субъекта РФ, следователей и адвокатов;

– при отказе прокурора от обвинения.

Кроме того, судья может прекратить уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 25 (примирение сторон), 26 (в связи с изменением обстановки), 28 (в связи с деятельным раскаянием) УПК.

Любое из этих решений должно быть принято судьей не позднее 30 суток со дня поступления дела в суд, а если обвиняемый находится под стражей, то не позднее 14 суток.

Понятие эффективности правого регулирования окончания дознания с обвинительным актом и ее критерии

Проблема определения понятия эффективности1 правового регулирования традиционно является в отечественной науке предметом дискуссий. С общетеоретической позиции понятие механизма правового регулирования ис-следовал С.С. Алексеев . В настоящее время эффективность правовых норм связывают: с их потенциальной способностью оказывать влияние на общественные отношения в определенном направлении; с результативностью действия норм права (А.С. Пашков, Д.М. Чечот, М.Д. Шаргородский и др.); с соотношением между заключенной в правовой норме целью и полученным результатом (В.В. Лунев, Л.И. Спиридонов, Ф.Н. Фаткуллин, Л.С. Явич и др.). Есть мнение, что в современных условиях эффективность права определяется не достижением заданных целей, а в выражении и согласовании социальных интересов (В.В. Лапаев); в обеспечении максимально возможной всеобщей меры свободы для соответствующей сферы общественных отношений (B.C. Нерсе-сянц)3.

Учитывая современное понимание закона в условиях формирующейся правовой государственности, эффективность закона измеряется, как правило, его вкладом в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, в формирование и развитие элементов свободы в общественных отношениях, в реализацию прав и свобод человека и гражданина.

По мнению специалистов теории права, этап построения количественных характеристик правовой системы России пройден. Наступает бесконечный период совершенствования качественных параметров действующего позитивного права, что позволит ему стать фактором эффективного воздействия на улучшение результатов осуществления субъектами права всей гаммы общественных отношений.

Хотя в науке уголовного процесса нет единства в понимании «эффективности правового регулирования»1, тем не менее, как правильно замечает П.С. Элькинд, важнейшим показателем результативности правового регулирования является достижение социальных целей уголовно-процессуального права. «Эффективность права, однако, нельзя сводить только к соответствию между его целью и достигнутым результатом» . «Цель не может оправдывать средства…», — справедливо заметил А.Ф. Кони3. «Искусство законодателя состоит в том, чтобы правильно перевести социальные потребности на язык права.. .»4.

Очевидно, что УПК РФ, создававшийся в спешке, с целью предотвращения наиболее серьезных негативных последствий в сфере уголовного судопроизводства в постсоветской России, сейчас нуждается в определенных изменениях.

«Законодательство, — пишет А.В. Петров, — представляет собой запутанное, несистематизированное, хаотическое нагромождение актов федерального и регионального уровней, находящихся в состоянии перманентной коллизии… Говорить о таком понятии, как эффективность законодательства, стало просто не принято»5. И, тем не менее, изучение любого правового института целесообразно, в первую очередь, в связи с его эффективностью как регулятора общественных отношений.

Эффективность дознания, и его завершающего этапа в частности, требует специального изучения, т.к. дознание в отличие от предварительного следствия имеет свои специфические черты, которые не могут не отражаться на характере и процессуальном порядке деятельности.

1. Уголовное преследование, осуществляемое в ходе дознания, имеет всегда персонифицированный характер. То есть объем и характер имеющейся информации о виновном к моменту возбуждения уголовного дела должен быть исчерпывающим — должно быть установлено конкретное лицо, подозреваемое в совершении преступления.

2. Решение, принимаемое по окончании дознания по делам частного обвинения, полностью зависит от позиции потерпевшего или его законного представителя. Выбор формы окончания дознания дознавателя (следователя) осуществляется с учетом позиции потерпевшего или его законного представителя, подозреваемого или обвиняемого и требует согласования с прокурором, т.к. дознание проводится по делам небольшой и средней тяжести, по которым возможно примирение сторон.

3. Кроме того, исследования механизма уголовного преследования1, показывают наличие оснований для спецификации форм обвинительной деятельности в рамках предварительного следствия и дознания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *