Будут ли туляки получать чернобыльские выплаты после 2023 года?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будут ли туляки получать чернобыльские выплаты после 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отсутствие опыта привело к тому, что в первые годы работы практически все заболевания у ликвидаторов 1986—1987 гг. межведомственные экспертные советы связывали с последствиями радиационного воздействия. Однако по мере накопления опыта менялись представления о радиационной причине заболеваний, поэтому позже для значительного числа ликвидаторов было проведено переосвидетельствование. В результате по всем классам заболеваний (кроме новообразований) число положительных решений существенно уменьшилось.

Экспертные советы по установлению причинной связи заболеваний с воздействием радиации

Российский межведомственный экспертный Совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (РосМЭС), был создан на базе Российского научного центра рентгенорадиологии Минздрава РФ в 1990 г. по приказу Министерства здравоохранения РСФСР.

Что происходит на Чернобыльской АЭС

Вечером 24 февраля премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил о потере контроля над этой особой территорией. «Чернобыльская зона, так называемая зона отчуждения, и все объекты Чернобыльской АЭС взяты под контроль российскими вооруженными группированиями», — рассказал он журналистам. — Жертв и пострадавших (с украинской стороны) там на данный момент нет; информация будет уточняться».

Однако уже через два часа, в 8.30 — обновленная информация: «Как сообщалось, зафиксировано превышение контрольных уровней мощности дозы гамма-излучения в зоне отчуждения. Такие колебания показателей датчиков Аскро специалисты Экоцентра связывают с нарушением верхнего слоя почвы вследствие движения большого количества тяжелой военной техники через зону отчуждения и поднятием в воздух загрязненной радиоактивной пыли». Возможно, это и так, потому что в зоне отчуждения спустя и 35 лет после катастрофы много радиоактивных пятен. Но никаких официальных новых данных о повышении уровней нет.

Вместе с тем, проблема не только в ЧАЭС, где кроме поврежденного четвертого реактора есть еще три (все находятся в стадии вывода из эксплуатации), а значительно шире и сложнее. На Украине сейчас, во время войны, действуют четыре АЭС: Запорожская, Ровненская, Южно-Украинская и Хмельницкая с 15 атомными энергоблоками. Часть из них построена еще при СССР, часть возводилась уже после его распада — 13 реакторов типа ВВЭР-1000 и два — ВВЭР-440. Некоторые из них функционируют уже сверх проектных сроков — росчерком властного пера им продлена жизнь еще на 10-20 лет.

Минобороны России 25 февраля уточнило версию украинского ядерного ведомства: ВДВ России действительно взяли вчера под полный контроль территорию в районе Чернобыльской АЭС. Однако, как отмечается в сообщении, с военнослужащими украинского батальона охраны АЭС достигнута договоренность о совместном обеспечении безопасности энергоблоков и саркофага. Радиоактивный фон в норме. Персонал АЭС продолжает обслуживать объекты в штатном режиме и отслеживает радиоактивную обстановку.

Вот первое официальное сообщение Госинспекции ядерного регулирования Украины (пунктуация и грамматика здесь и далее сохраняются): «24 февраля 2022 года около 17 часов в результате военного нападения все объекты ДСП ЧАЭС, находящиеся в зоне отчуждения… были взяты под контроль вооруженными силами без опознавательных знаков. Военная часть No3041, охраняемая ДСП ЧАЭС, разоружена. По информации оперативного дежурного ДСП ЧАЭС по состоянию на 17:30, жертв и пострадавших из числа персонала ЧАЭС не было, на промышленной площадке ЧАЭС ничего не уничтожено, целость защитных барьеров ядерных установок не нарушена, изменений радиационной ситуации не наблюдается». А «по состоянию на 20:30 контроль над ядерными и радиационными объектами в зоне отчуждения фактически потерян, о чем Госатомрегулированием проинформировано МАГАТЭ».

Очень хочется надеяться, что глава государства всё это понимает. Так, в своём выступлении 16 марта президент заявлял о «естественном и необходимом самоочищении общества«, которое, по его мнению, только укрепит Россию. Так почему бы не начать это «самоочищение общества» с рекомых «элит»? Благо, среди них пятую колонну особо и искать не надо: те, кто лоббирует скорейшее заключение «похабного мира» с Украиной ценой отказа от её демилитаризации и денацификации (что невозможно без смены киевского режима). И народ такое «самоочищение» определённо поддержит.

«Похабного мира» при сохранении киевского режима России однозначно не простят жители освобождённых ныне районов Украины, которые в этом случае попадут под каток репрессий со стороны нациков и ВСУ. Бывший ополченец Донбасса, руководитель организации «Народный Собор Украины» Игорь Друзь уверен:

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Перми

Военное поражение плюс ухудшение положения людей из-за сохранившихся санкций («за что терпели?»), плюс катастрофическое падение доверия к власти и лично к президенту – вот практически идеальные условия для внутренней дестабилизации, переходящей в полноценную смуту. На фоне которой ангажированные Западом изменники найдут способ свергнуть или убрать президента, которого в этом случае не станут поддерживать ни армия, ни другие «силовики», ни русские патриоты.

А Запад тогда, может быть, и санкции с нас снимет, и доступ к оставленным в Европах собственности и счетам разрешит. А с Украиной пускай Зеленский сам разбирается – а то, глядишь, нам же там много чего восстанавливать придётся, что затратно. О подобном почти открытом предательстве хорошо сказал Александр Севастьянов:

Массовые репрессии на Украине, страшное разочарование в России ждущих освобождения людей и навеки потерянные для нас земли Юго-Восточной Руси – вот наиболее вероятные последствия действий «договорунов» из «партии мира». Не говоря о том, что любой «Хасавюрт-2» способен взорвать саму Россию изнутри.

Государственная помощь вдовам чернобыльцев

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

  • обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2022. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
  • скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
  • скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
  • право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
  • право на вступление в кооперативы;
  • обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
  • право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
  • обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
  • право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
  • компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
  • доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
  • компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
  • налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.

Кто имеет право на получение льгот и выплат

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Проблемы ответственности за нарушение законодательных актов Российской Федерации о чернобыльской катастрофе

Юридическая ответственность представляет собой меры государственного воздействия на лиц, действия которых нарушают нормы права, а также права и законные интересы других граждан.

В большинстве случаев, о чем свидетельствует и настоящее определение, юридическая ответственность выступает в качестве ретроспективного явления, т.е. применяется органами государственной власти за совершение правонарушения.

Согласно примечанию к ст. 145.1 УК РФ под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы;

— полная невыплата свыше двух месяцев пенсий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, — наказывается штрафом, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на чернобыльской АЭС

Действующие российское законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы не содержит определение понятия «социальная защита» применительно к указанной категории лиц. Между тем уяснение понятия имеет принципиальное значение для определения целей, задач и методов защиты, а также основных направлений государственной политики в рассматриваемой сфере.

Читайте также:  Декларация 3-НДФЛ: кто подает, куда и в какие сроки

Следует отметить, что понятие «социальная защита» не имеет универсального легального определения. В ч.1 ст.7 Конституции РФ о социальной защите упоминается в связи с провозглашением России социальным государством. Следовательно, определение понятия и сущности социальной защиты населения не может рассматриваться в отрыве от исследования проблем определения сущности социального государства и основных направлений его политики.

Из положения ч.1 ст.7 Конституции РФ основным приоритетом политики Российской Федерации как социального государства следует считать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, принятие действующей российской Конституции 1993 г объективно способствовало изменению основных на правлений социальной политики государства и, соответственно, основных направлений развития социального законодательства. Социалистическая правовая наука определяла социальную политику как целенаправленное воздействие государства, профсоюзов и общественных организаций на существующую систему общественных отношений в целях улучшения условий труда и быта широких слоев населения, устранения социального неравенства и повышения духовной жизни народа.5 Социальная политика понималась как деятельность по оптимальному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения и совершенствованию социальной структуры общества.6 Соответственно в качестве основных элементов социальной политики выделялись политика в сфере трудоустройства, охраны труда, окружающей среды социального, обеспечения, здравоохранения, жилищная политика и т.д.

На первый взгляд, формальное провозглашение РФ социальным государством предполагает сохранение и продолжение традиций социальной политики СССР, направленной на расширение системы социальных гарантий различным категориям населения. Следует отметить, что такой подход может базироваться на анализе международно — правовых актов, определяющих стандарты государственной политики в различных сферах в т.ч. и социальной. Так, согласно ст.25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. достаточный уровень жизни человека предполагает адекватное питание, одежды, жилище, медицинский уход, необходимое социальное обслуживание, иначе говоря, достаточным является уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи. Достойная жизнь понимается как возможность обладать или пользоваться благами современной цивилизации, т.е. иметь надлежащие жилищные условия, медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и т.д.; свободное развитие личности предполагает обеспечение ей возможности пользоваться достижениями науки, культуры, освоить их и получить профессию . Реализация международно — правовых норм предполагает систематическое и планомерное повышение минимальных (в данном случае вышеуказанных) стандартов и социальных гарантий, в частности, ст. 1 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 г. относит повышение благосостояния населения к числу основных задач государственной социальной политики.

Таким образом, современные тенденции сокращения объема социальных гарантий, предоставление которых реально обеспечивается государством, могут рассматриваться в качестве основания для постановки вопроса о соответствии современной политики РФ конституционным принципам и нормам международного права. Ответ на этот вопрос невозможен без анализа имеющихся в науке взглядов на мотивацию провозглашения социальными государствами РФ и зарубежных стран.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Читайте также:  Губернаторские выплаты при рождении ребенка в Краснодарском крае

Льготы чернобыльцам и ликвидаторам ЧАЭС

Больше изменений нет. Льготы чернобыльцам предоставляют в зависимости от категорий, на которые их поделил закон.

Согласно его 13 статьи получать материальную государственную поддержку имеют право граждане:

  • облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
  • ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
  • командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
  • работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.

Список структурирован по степени нанесенного здоровью вреда. В первый пункт входят наиболее пострадавшие граждане.

В отличие от остальных им предлагается самый масштабный пакет льгот, включающий:

  • выделение жилья лицам, не имеющим собственной жилплощади;
  • оплату половины расходов на ЖКХ;
  • очередной отпуск в выбранное работником время и предоставление дополнительного, продолжительностью 14 дней;
  • доплату за перевод по здоровью на нижестоящую должность;
  • оплату больничного из расчета полной зарплаты;
  • привилегированное положение при сокращении штата предприятия;
  • внеочередное медобслуживание и приобретение лекарственных препаратов;
  • выплату на питание – 741 рубль;
  • преимущественная выдача участков для постройки жилых помещений;
  • компенсацию инвалидам, выплачиваемую 1 раз в месяц: 5 000 рублей для первой группы, 2 500 и 1 000 рублей – для 2 и 3 групп соответственно;
  • первоочередное устройство в дома престарелых.


Дети пострадавших при аварии на ЧАЭС без очереди устраиваются в общеобразовательные учреждения. На их питание из государственного бюджета выделяется по 90 рублей за каждый день учебы.

Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

Ликвидаторы, принимавшие участие в работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987-м, имеют право уйти на пенсию на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Мужчины этой категории в 2021 г. — в 52 года 6 месяцев, женщины — в 47 лет 6 месяцев, в 2022-м — в 53 года или 48 лет соответственно.

На 5 лет снижен пенсионный порог для лиц, участвовавших в работах в пределах 30-километровой зоны в 1986–1987 гг., при наличии инвалидности независимо от ее причины. При этом нельзя забывать, что и на данный вид пенсии распространяется требование иметь установленную продолжительность общего и страхового стажа (общего не менее 25 лет для мужчины и 20 лет для женщины, страхового в 2021-м — 18 лет, в 2022-м — 18 лет 6 месяцев и т. д. до постепенного выхода согласно пенсионной реформе на цифру в 20 лет).

Ликвидаторам установлены надбавки к пенсии: при наличии удостоверения с правом на льготы по ст. 19 закона ЧАЭС — 50 % минимального размера пенсии по возрасту (сейчас это 32,86 рубля), по ст. 20 за работу в 1988–1989 гг. в 30-километровой зоне — 25 % (16,43 рубля).

Почему эвакуация не была проведена сразу?

Жителям зараженного радиацией города Припять, просыпавшегося субботним утром 26 апреля 1996 года, в этот день никто ничего не сказал.

К четырем часам утра на работу были вызваны начальники подразделений ЧАЭС, оперативники местного КГБ и руководство Припяти. На оперативном совещании в 10:00 директор станции В. Брюханов скрыл правду о радиационной обстановке, а городской глава В. Маломуж заявил лишь, что на станции случился пожар и необходимо предотвратить панику в городе. Правда, было принято решение о дезактивации городских улиц, радиационный фон на которых составил до 60 миллирентген в час – в сотни раз выше нормы. К рассвету в Припяти под охрану милиции были взяты все важные объекты.

Впервые о необходимости эвакуации заговорили к вечеру 26 апреля. В здании горисполкома прошло заседание Правительственной комиссии, принявшей такое решение. Утром 27 апреля по радио сообщили, что Городской совет народных депутатов в связи с радиационной обстановкой принял решение о временной эвакуации населения города в населенные пункты киевской области.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *