Государственная регистрация права собственности на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная регистрация права собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Чтобы восстановить справку на земельный участок старого образца, необходимо обратиться в органы, которые их выдавали (архивы). Т.к. Росреестр существует относительно недавно, документы в большинстве случаев восстанавливаются через суд по запросу, имеющему юридическую силу.

В каких случаях необходимо оформлять документы на участок?

Допустим, ваш участок был куплен еще в прошлом веке.

С тех пор вы потратили много сил и денег на его благоустройство, и вот решили его продать. Сможете ли вы это сделать? Однозначный ответ – нет.

Поскольку у вас на руках нет документов, подтверждающих вашу возможность распоряжаться данной землей, то и продать вы ее не можете.

Дело в том, что зачастую в прошлом на многие участки (особенно находящиеся в садоводствах) не выдавали сколь-либо исчерпывающего набора документов, часто ограничиваясь, например, книжкой садоводческого товарищества.

ВНИМАНИЕ. Стоит четко различать право пользование землей и собственности на нее. Право собственности предоставляет право пользования земельным участком, но не производить манипуляции с ним – продажу и т.п.

Поэтому, когда речь заходит об установлении права пользования земельным участком, имеют ввиду оформление собственности на землю, или, иными словами, приватизацию.

ВАЖНО. Начиная с 2001 года, право на использование земли не предоставляется частным лицам – такую возможность имеют только муниципальные и государственные структуры, казенные организации, органы местного самоуправления. Впрочем, если участок достался вам до 2001 года, то возможность его использования остается за вами.

Вс уточнил, какими документами можно подтвердить право на наследство недвижимости

Высшая инстанция изучила дело жителя Новороссийска, который безуспешно пытался получить по завещанию жилой дом и земельный участок. Камнем преткновения послужило, что наследодатель при жизни не оформила это имущество должным образом.

  • Суть дела
  • Несмотря на то, что принадлежность недвижимости наследодателю подтверждалась выпиской из похозяйственной книги местной администрации, суд отказался включить жилой дом и землю в состав наследства, поскольку нотариус не выдала свидетельство о праве на это имущество, ограничившись лишь свидетельством о праве на средства на банковском счете.
  • При этом суд указал, что представленная выписка из похозяйственной книги не является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности.

Суды апелляционной и кассационной инстанций эти выводы поддержали. Однако ВС счёл, что решения сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя.

Позиция ВС

«Если право на объект недвижимого имущества возникло до 31 января 1998 года — даты вступления в силу закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации», — разъясняет ВС.

Таким образом, для правильного разрешения спора надо было установить момент возникновения права собственности на спорный жилой дом, поясняет высшая инстанция. Однако суды этого не сделали.

  1. Судами также оставлено без внимания и соответствующей правовой оценки то обстоятельство, что в выписке из похозяйственной книги, выданной органом местного самоуправления — администрацией сельского округа, указано о принадлежности наследодателю спорного жилого дома на праве личной собственности.
  2. При этом законодательство РСФСР предусматривало ведение поселковыми советами нехозяйственных книг и учет населения и передачу отчетности в вышестоящие государственные органы, в этих «подшивках» в том числе отражались данные о собственниках домашних хозяйств и построек (пункт 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года), напоминает ВС.
  3. Нехозяйственные книги как учетный документ личных подсобных хозяйств продолжают существовать в сельской местности до настоящего времени, что предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», указывает высшая инстанция.
  4. «Исходя из приведенных нормативных положений выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства, могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что не было принято во внимание судами», — отмечает ВС.
  5. В связи с чем ВС определил состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа о включении жилого дома в состав наследственной массы отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
  6. Алиса Фокс

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренном законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам и юридическим лицам — в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ).

Новеллой действующего земельного законодательства стало то, что земельные участки в постоянное пользование гражданам теперь не предоставляются. Однако, если такое право у гражданина возникло до введения в действие ЗК РФ, то оно за гражданином сохраняется. Одновременно ему разрешено по его желанию переоформить свое право постоянного пользования земельным участком на право собственности.

Юридические лица, в отличие от граждан, по закону обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 2004 г.

Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы государственной исполнительной власти, осуществляющие управление и распоряжение федеральным имуществом. В настоящее время такими органами являются Минимуще- ство РФ и его территориальные органы.

Землями, находящимися в собственности субъектов Федерации, распоряжаются органы исполнительной власти субъекта Федерации согласно его законодательству.

Муниципальной земельной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первичным и основным юридически значимым выражением воли собственника земли по передаче прав на земельный участок. При безвозмездной передаче земельного участка данное решение является основанием для отвода участка в натуре и государственной регистрации прав на участок. При возмездном отчуждении — основанием для заключения договора.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Это общее правило, предусмотренное ЗК РФ. Бесплатно земельные участки в собственность граждан и юридических лиц предоставляются только в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации. Так, не взимается плата с граждан, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если они реализуют свое право по переоформлению их в собственность. Гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства бесплатно могут пред о ставлять — ся земельные участки в пределах максимальных размеров земельных участков, установленных по правилам земель- ного нормирования.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданину, имеющему земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Читайте также:  Обмен паспорта. Какова стоимость и сколько дней изготовления?

Если граждане или юридические лица ходатайствуют о предоставлении им в собственность для строительства участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то отказ не допускается, за исключением случаев, когда испрашиваемые земельные участки изъяты из оборота, либо федеральным законом установлен запрет на их приватизацию, либо они зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.

Не допускается также отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной и муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.

Следует иметь в виду, что помимо норм гл. 17 ГК РФ и ЗК РФ возникновение прав на землю регулируют многие другие подзаконные нормативные правовые акты. В силу ст. 6 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» изданные до введения в действие ЗК РФ правовые акты Президента и Правительства РФ, регулирующие земельные отношения, применяются в части не противоречащей ЗК РФ.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Предоставление земельных участков для строительства из государственных и муниципальных земель осуществляется с проведением работ по их формированию по двум вариантам: а) с предварительным согласованием мест размещения объектов; б) без предварительного согласования мест размещения объектов.

Предварительное согласование мест размещения объекта не проводится при его размещении в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Не проводится согласование мест размещения объекта в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Предварительное согласование мест размещения объекта строительства требуется при предоставлении земельных участков в аренду либо в постоянное (бессрочное) пользование (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах. При этом рассматриваются варианты размещения объекта и проводятся процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными образованиями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с’ изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной, хозяйственной деятельностью и традицион- ными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам і изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы названых народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления принимают решения о предвари — тельном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

Орган местного самоуправления информирует земле — пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся в их пользовании или владении земельных участков, в связи с предоставлением этих участков для строительства. Если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Для случаев предполагаемого выкупа земельного участка к акту о выборе земельного участка прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев,. арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соот- ветствии с одним из вариантов выбора, об отказе в размещении объекта. В субъектах Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъектах Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Федерации.

Копия решения о предварительном согласовании места расположения объекта с приложением проекта границ его размещения или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Принятое решение действует в течение трех лет. Если по истечении этого срока решение о предоставлении земельного участка не будет принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления возмещения убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места расположения объекта.

Собственник или пользователь земельного участка несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных со строительством и иными улучшениями своего земельного участка, ,после информирования его о возможном изъятии его земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Если в судебном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта будет признано недействительным, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, возмещают гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в строительстве, границ земельного участка на местности. Работа эта проводится землеустроительными организациями. Одновременно готовятся документы, необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр земель. Важно заметить, что моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Само право на конкретный земельный участок у субъекта возникает после государственной регистрации этого права.

Особенности купли-продажи земельных участков

Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и других ограничениях его использования.

В договоре купли-продажи указывается категория земель, к которой относится земельный участок, поскольку это влияет на разрешенное использование такого участка. К форме договора купли-продажи предъявляются требования о том, что он должен быть заключен в письменной

Читайте также:  Единые налоговый платеж и счет — 2023

форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ). Продавец обязан сообщить покупателю полную информацию о своем земельном участке. В случае предоставления заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и. ограничениях его использования; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого покупателем земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эти правила применяются также в случаях обмена земельного участка, передачи его в аренду.

В договоре обмена информационная обязанность лежит на обеих сторонах, поскольку каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Куда обращаться для получения документов на землю

В зависимости от вида, бумаги составляются самостоятельно участниками гражданско-правовых сделок или же выдаются согласно варианту признания права собственника компетентным органом:

  • договор купли-продажи составляется участниками сделки без заверения у нотариуса, за исключением обозначенных законом случаев с участием несовершеннолетних / недееспособных граждан. Согласно регламенту ФЗ-218, оформить сделку можно в Росреестре или через Госуслуги, МФЦ;
  • договор дарения также составляется между участниками сделки без присутствия нотариуса. Можно прибегнуть к услугам любой юридической компании для получения помощи в составлении юридически правильного документа;
  • свидетельство о наследстве выдается на руки приемнику нотариусом после получения заявления и оснований, например, завещания или доказательства родства;
  • судебное разбирательство относительно прав на объект человека проводится в стенах суда и заканчивается его постановлением, являющимся правоустанавливающим.

Документацию о наличии прав на землю выдает муниципалитет на основании заявления на приватизацию участка.

При выкупе земельного участка у администрации, кроме акта, подтверждающего действие следует приложить квитанцию о внесении стоимости надела.

Важно: только при наличии правоустанавливающей документации объект может участвовать в дальнейшем в различных сделках. Она гарантирует правовую чистоту недвижимости и подтверждает права собственника на ее применение по своему усмотрению.

К правоудостоверяющим документам на земельный участок относятся бумаги с расширенной информацией об объекте. Они удостоверяют:

  • форму правоспособности владельца;
  • данные о владельце и кадастровую информацию об объекте;
  • кадастровый номер земли и место его расположения.

Выдается свидетельство о возникновении прав собственности Росреестром.

Из изложенной информации появляется определенная ясность, что является правоустанавливающим документом на полученный земельный участок, какая цель его создания и что он решает.

Любое право на земельный участок, независимо от того, какие возможности оно дает своему обладателю, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Основное регулирование права пользования и его оформления осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Статья 271 Гражданского Кодекса регулирует порядок возникновения права пользования на земельный участок, а также возможности, которые это право предоставляет как пользователю, так и собственнику земельного надела.

Если говорить о Земельном Кодексе, то в рамках этого нормативного акта регулирования возникновение использование права пользования на земле осуществляется с помощью глав 3 и 4, в рамках которых рассматривается порядок установления права собственности на землю в зависимости от подчиненности ресурса федеральному, региональному или муниципальному уровню собственности.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта регламентируется также и порядок установления права пользования землей в зависимости от их целевого назначения.

Говоря о том, каким образом происходит регулирование установления права пользования земельными участками, необходимо отметить также и региональное законодательство, так как на уровне субъектов также могут устанавливаться регламенты осуществления процедуры регистрации права собственности.

Регистрация права пользования носит обязательный характер, так как это право порождает определенные юридические последствия как для собственника, так и для пользователя.

Процедура регистрации права пользования на землю осуществляется путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Осуществляется этот процесс в органах Росреестра, а подача соответствующего заявления должна происходить в территориальное подразделение этого органа или в многофункциональный центр по месту нахождения участка.

Кроме заявления, для внесения полноценных сведений в реестр, лицу, получившему такое право, необходимо будет предоставить еще и дополнительный пакет документов, куда будут входить:

  • Государственный акт или договор о праве пользования в отношении этого участка;
  • Кадастровые документы на него;
  • Документы, подтверждающие полномочия заявителя (если оформление заявления осуществляется не самим пользователем, а доверенным лицом, то в доверенности должны быть прописаны полномочия доверенного лица и срок их действия);
  • Если документы подает юридическое лицо, то в пакет документов должна входить действующая на момент подачи заявления выписка из ЕГРЮЛ;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, которая сможет подтвердить отсутствие каких-либо прав у третьих лиц на этот участок;
  • Документы, подтверждающие уплату госпошлины заявителем.

Следующий этап подразумевает изучение и проверку всех поданных документов сотрудниками Росреестра с целью выявления нарушений в оформлении права пользования.

На такую проверку устанавливается срок в десять дней с момента подачи заявления.

Однако этот срок установлен для проверки тех документов, которые поданы через МФЦ.

Если подача осуществляется непосредственно в территориальные подразделения Росреестра, срок увеличивается до пятнадцати дней.

Это обусловлено тем, что сотрудники МФЦ проверяют все поданные документы самостоятельно и возвращают их заявителю в случае выявления ошибок в оформлении. То есть в Росреестр поступают уже полностью проверенные документы, на основании которых без дополнительного изучения можно выдать свидетельство о праве пользования землей.

Заключительным этапом станет получение свидетельства о праве пользования землей.

Выдаётся оно по месту подачи заявления и подтверждает право заявителя использовать участок по своему усмотрению.

В том случае, если по каким-то причинам в регистрации права пользования отказывают, ее можно осуществить на основании вынесенного решения суда по соответствующему заявлению.

Такое дело будет относиться к категории гражданских дел и рассматриваться судами общей юрисдикции.

Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение по делу, необходимо грамотно составить исковое заявление.

В этом документе должна содержаться информация о том, в какой суд направляется заявление; какие претензии должны быть удовлетворены и каким образом.

Для подтверждения законности требований истец должен предоставить все документы, на основании которых суд может вынести справедливое решение.

К таким документам будут относиться:

  • Копия заявления о регистрации права пользования;
  • Договор или иной правоустанавливающих документ, который сможет подтвердить законность выдвигаемых требований;
  • Решение об отказе в регистрации права пользования с обязательной расшифровкой причины такого отказа. Такое решение, выданное органами Росреестра, должно быть оформлено соответствующим образом;
  • Квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение дела.

Порядок оформления земельного участка в собственность

  1. Заявление единого образца (его вам выдадут в приемной)
  2. Кадастровый паспорт на землю;
  3. Акт приема-передачи земельного участка;
  4. Договор купли-продажи;
  5. Документ, удостоверяющий личность или доверенность на представителя (нужен документ, удостоверяющий его личность);
  6. Оплаченная госпошлина в размере 350 рублей, если собираетесь оформлять участок под личное хозяйство, в другом случае – 200;
  7. Заверенное у государственного нотариуса соглашение отчуждающей стороны на совершение сделки;
  8. Документы личности, подтверждающей отчуждение земельного участка: паспорт и документ на собственность.

Как оформить государственный земельный участок в аренду? На самом деле не так сложно

  • переезда и перехода по территории участка (например, доступ для граждан к общедоступному водному ресурсу, если участок является основным препятствием);
  • произведения ремонтных работ на земельном участке (например, замена труб или починка линий электропередач);
  • установки различных дорожных знаков на земельном участке, а также обеспечение подъезда к ним;
  • извлечения важных ресурсов из водных объектов;
  • осуществления дренажных работ;
  • перегона животных сельского хозяйства через арендованный участок;
  • скоса сена или выпаса животных в определенные сроки, когда это необходимо по местным правилам;
  • осуществления робот для исследования в ограниченное время;
  • пользования территорией для разведения рыб, охоты или рыбалки.
Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Коми

Кроме заключения договора об аренде и уплаты за пользование установленной суммы, в России существует аренда земли, за которую арендатор не должен платить деньги.

Как зарегистрировать право собственности при наследовании?

Если земельный участок был унаследован, то принятие наследства происходит у нотариуса. В этом случае нотариус самостоятельно подает необходимые документы в Росреестр, а время регистрации в таком случае составляет 3 дня (1 день, если документы были поданы нотариусом в электронной форме).

Также необходимо будет оплатить госпошлину.


Согласно части 1 ст. 49 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного/дачного хозяйства/огородничества/садоводства/индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:

Вид документы

Условие

Акт о предоставлении гражданину земельного участка Издан органом гос. власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания
Акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок Выдан уполномоченным органом гос. власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания
Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок Выдан органом местного самоуправления и если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства
Иной документ Должен устанавливать или удостоверять право гражданина на земельный участок

В советские времена организации, уполномоченные на техническую инвентаризацию и/или гостехучет, не были уполномочены на государственный, в т. ч. кадастровый учет земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30.10.1922 (далее – ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (ст. 194) земельную регистрацию. Она заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

Статья 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливала, что в процессе земельной регистрации составляют следующие акты:

  • общая волостная карта землепользований;
  • карты отдельных селений;
  • общий волостной реестр (список) землепользований;
  • реестры усадебных участков всех селений волости;
  • реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 года № 2529 «О едином государственном учете земельного фонда СССР» с 1955 года вводились:

  • обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям;
  • государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе.

Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда.

Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (ст. 118 и 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра. Он включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 года № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 года государственного земельного кадастра. Также были установлены формы кадастровой документации:

  • земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
  • государственная земельнокадастровая книга района (города);
  • государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
  • государственный земельный кадастр СССР.

Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и прпоисходил в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие «имущественный комплекс», а применялись такие понятия как «землепользование» – в настоящее время земельный участок и «домовладение».

Что такое правовой статус земли

Участниками земельных отношений могут быть как физические лица, так и юридические. Правоотношения могут вытраиваться с участием муниципальных образований и непосредственно с субъектами Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право совершать какие-либо сделки с землей, регламентируется .

Итак, правовой статус земельного надела включает в себя целевое назначение, типы разрешенного использования и форму возникновения права.

Под целевым назначением участка принято понимать установленные на законодательном уровне статус и разновидность разрешенного использования земли.

По целевому назначению наделі подразделяются на несколько категорий. Мы поговорим только о двух. Речь пойдет, о землях, на которых гражданин может возводить строения на законных основаниях.

Земли населенных пунктов могут иметь разновидности разрешенного использования такие, как:

  • ИЖС — Индивидуальное жилищное строительство.
  • ЛПХ — Ведение личного подсобного хозяйства.
  • ДНП — Дачное строительство.

Сельскохозяйственные наделы, как правило, имеют типы разрешенного использования:

  • ДНП — Дачное некоммерческое партнерство или Дачное строительство.
  • ЛПХ — Ведение личного подсобного хозяйства.
  • СНТ, СНП — Садоводство.

Из вышеизложенного видно, что один вид разрешенного использования, может присутствовать в обоих категориях.

Видовые различия внутри одной категории существенно влиять на оформление разрешительной документации на застройку не будут. Основные расхождения преобладают между категориями.

Кaк cтaть coбcтвeнникoм apeндoвaннoй тeppитopии

B 2001 гoдy вcтyпил в cилy нoвый 3eмeльный кoдeкc PФ, coглacнo кoтopoмy гpaждaнe имeют пpaвo cтaть coбcтвeнникaми yчacткa, кoтopый нaxoдитcя в бeccpoчнoй или cpoчнoй apeндe. Ecли тeppитopия былa выдeлeнa coглacнo зaкoнoдaтeльcтвy CCCP и иcпoльзoвaнa пoд жилищнoe cтpoитeльcтвo, oфopмить пpaвo coбcтвeннocти мoжнo бecплaтнo. Bocпoльзoвaтьcя пpeимyщecтвoм мoжнo пpи ycлoвии, чтo вы:

пocтpoили и cтaли coбcтвeнникoм дaчнoгo дoмa, гapaжa, бaни, xoзяйcтвeннoй пocтpoйки;

пocтpoили, ввeли в экcплyaтaцию и cтaли coбcтвeнникoм чacтнoгo дoмa;

являeтecь члeнoм caдoвoдчecкoгo кooпepaтивa.

Дo кoнцa 2020 гoдa члeны caдoвoдчecкиx тoвapищecтв и кooпepaтивoв мoгyт пpoйти пpoцeдypy oфopмлeния в yпpoщeннoм пopядкe.

Бecплaтнo пoлyчить yчacтoк имeют пpaвo cлeдyющиe кaтeгopии гpaждaн:

❗ инвaлиды;

❗ вeтepaны BOB;

❗ дeти-cиpoты;

❗ мнoгoдeтныe ceмьи;

❗ вoeнныe, oтcлyжившиe бoльшe 10 лeт;

❗ coтpyдники opгaнoв внyтpeнниx дeл, cтaж paбoты кoтopыx бoльшe 15 лeт;

❗ мoлoдыe cпeциaлиcты, кoтopыe зaдeйcтвoвaны в ceльcкoм xoзяйcтвe;

❗ дpyгиe кaтeгopии льгoтникoв.

3a нeзacтpoeнныe нaдeлы нeoбxoдимo oплaтить иx cpeднepынoчнyю cтoимocть.

В каких случаях необходимо оформлять документы на участок?

Допустим, ваш участок был куплен еще в прошлом веке.

С тех пор вы потратили много сил и денег на его благоустройство, и вот решили его продать. Сможете ли вы это сделать? Однозначный ответ – нет.

Поскольку у вас на руках нет документов, подтверждающих вашу возможность распоряжаться данной землей, то и продать вы ее не можете.

Дело в том, что зачастую в прошлом на многие участки (особенно находящиеся в садоводствах) не выдавали сколь-либо исчерпывающего набора документов, часто ограничиваясь, например, книжкой садоводческого товарищества.

ВНИМАНИЕ. Стоит четко различать право пользование землей и собственности на нее. Право собственности предоставляет право пользования земельным участком, но не производить манипуляции с ним – продажу и т.п.

Поэтому, когда речь заходит об установлении права пользования земельным участком, имеют ввиду оформление собственности на землю, или, иными словами, приватизацию.

ВАЖНО. Начиная с 2001 года, право на использование земли не предоставляется частным лицам – такую возможность имеют только муниципальные и государственные структуры, казенные организации, органы местного самоуправления. Впрочем, если участок достался вам до 2001 года, то возможность его использования остается за вами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *