На какие налоговые послабления может рассчитывать налоговый нерезидент РФ?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какие налоговые послабления может рассчитывать налоговый нерезидент РФ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При исчислении НДФЛ следует в первую очередь уделять внимание вопросу не гражданства, а резидентства. Налоговое резидентство определяется принадлежностью физического лица к налоговой системе государства. Понятия валютного, миграционного, любого другого и налогового резидента отличаются.
Кто такие нерезиденты?
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ:
-
для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
-
для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
С каких выплат нерезидентам необходимо удерживать НДФЛ?
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком:
-
от источников в РФ и (или) за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
-
от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Таким образом, удержать НДФЛ необходимо только с тех доходов нерезидента, которые он получил от источников в РФ. Согласно ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ, в частности, относятся:
-
дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
-
страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
-
доходы, полученные от использования в РФ авторских или смежных прав;
-
доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
-
доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ;
-
доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
-
доходы от реализации в РФ акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;
-
доходы от реализации прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ;
-
доходы от реализации иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;
-
вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;
-
вознаграждения и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
-
иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.
Надо ли уведомить налоговую об отъезде?
Впрочем, и без поправок, по действующему законодательству, нерезиденты, получающие доход от российской компании, должны уплачивать НДФЛ в 30% — такова позиция налоговой службы.
ФНС также добавляет:
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность для работодателя по уведомлению налоговых органов об изменении налогового статуса своих сотрудников, а также не предусмотрена обязанность для физических лиц по уведомлению налоговых органов об изменении налогового статуса. Ответственность за исчисление и уплату НДФЛ несет налогоплательщик.
Получается, что отчитываться о смене статуса не надо, но налог надо платить исправно и в полном объёме под личную ответственность. В противном случае придётся возвращать недоимку.
Ставки НДФЛ у нерезидентов
Доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, могут облагаться по ставкам 0, 13, 15, 30 %, в зависимости от источника и вида дохода, а также и статуса налогоплательщика-нерезидента (ст.ст. 207, 224 НК РФ).
Физические лица — нерезиденты РФ, выполняющие работы на территории иностранного государства и получающие вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей от источников в иностранном государстве, не признаются налогоплательщиками по НДФЛ согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ. Например, по ставке 0 % исчисляется НДФЛ с доходов сотрудников обособленных подразделений, территориально находящихся за пределами РФ. Согласно пункту 3 статьи 224 НК РФ доходы от российских источников, полученные физлицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 30 %.
Предусмотрены исключения из этого правила:
1. НДФЛ в размере 13 % удерживается с доходов нерезидентов от осуществления трудовой деятельности:
- в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
- участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ;
- гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»;
- иностранными гражданами стран-участников Договора о ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии);
- работающими по найму на основании патента в соответствии со статьей 227.1 НК РФ.
2. НДФЛ в размере 15 % удерживается с доходов нерезидентов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.
Статус резидента РФ обеспечивает применение ставок НДФЛ:
- 13 % — в отношении доходов в виде зарплаты;
- 35 % — для доходов от выигрышей и призов.
- Если сотрудник уехал из РФ, для работодателя важны две вещи: когда он станет нерезидентом и какое место работы написано в трудовом договоре.
- Если место работы в России, бухгалтер удерживает НДФЛ сначала по ставке 13% с резидента, а потом 30% как с нерезидента. Когда сотрудник становится нерезидентом, сумму налога надо пересчитать по ставке 30% за весь год, а потом насчитать и удержать долг.
- Если в качестве нового места работы указывается не РФ, с момента переезда начисление налога прекращается независимо от налогового статуса. Когда работник станет нерезидентом, НДФЛ снова надо будет пересчитать по ставке 30%, но только за месяцы, пока место работы было в России.
- Если удерживать налог с нерезидента как с резидента, налоговая может придумать проблем: взыскать недостающий налог с работодателя, начислить пеню и оштрафовать. Вернуть эти деньги в порядке регресса с работника не получится.
Нерезиденты в налоговом законодательстве РФ.
В статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации критерием для определения налогового резидента является время нахождения физического лица на территории РФ — от 183 календарных дней на протяжении 12 идущих подряд месяцев. Причем в пп. 2.1 и 3 статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации описаны также причины выезда за границу, которые не берутся во внимание при исчислении периода:
- на срок не больше 6 месяцев для лечения либо обучения;
- на морские месторождения углеводородного сырья;
- заграничные командировки военнослужащих, сотрудников госорганов власти и органов местного самоуправления.
Размер НДФЛ для нерезидента
Ставки НДФЛ с доходов нерезидентов РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ) составляют:
- 13% — с зарплаты иностранца, являющегося высококвалифицированным специалистом, беженцем, работником на патенте, лицом, получившим временное убежище в РФ, или гражданином государства — члена ЕАЭС (ст. 73 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, Письма ФНС от 16.03.2016 N БС-3-11/1099@, Минфина от 13.02.2017 N 03-04-05/7673, от 11.07.2016 N 03-04-06/40397, от 17.07.2015 N 03-08-05/41341);
- 15% — с дивидендов;
- 30% — с прочих доходов.
Как посчитать 183 дня
Человек является налоговым резидентом, если он пребывает в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). При их подсчете учитываются дни (календарные даты) въезда и выезда, поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345@).
Эти 183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/3157@). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.
При подсчете 183 дней пребывания на территории России в их количество не включается время нахождения за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128). Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, не учитывается при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения – нахождения за пределами РФ в целях этого обучения (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: договорами с медицинскими (образовательными) организациями или справками от них с указанием времени лечения (обучения), а также копиями паспортов физлица с отметками пограничного контроля.
Никаких ограничений по возрасту человека, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и видам заболеваний, странам, в которых граждане России могут обучаться или лечиться, не установлено (письмо ФНС России от 23 сентября 2008 г. № 3-5-03/529@).
Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории России, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь в иностранном государстве, прошел лечение (или обучение), эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).
При подсчете дней фактического пребывания человека в Российской Федерации за период следующих подряд 12 месяцев в него входит время до заключения трудового договора (письмо Минфина России от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323). Но только в случае, если законность нахождения подтверждена документально. Если таких документов нет, подсчет 183 дней нахождения на территории РФ следует вести с первого дня работы иностранца в компании.
Ставки НДФЛ в 2020 году: 13, 15, 30, 35%
Платеж |
Ставка |
---|---|
Зарплата, отпускные и другие выплаты работнику — резиденту РФ*, а также зарплата для:
|
13% |
Зарплата, отпускные и другие выплаты работнику — нерезиденту РФ* |
30% |
Дивиденды резиденту РФ |
13% |
Дивиденды нерезиденту РФ |
15% |
Процентный доход от вкладов в части, облагаемой НДФЛ |
35% |
Доход от экономии на процентах при получении займа |
35% |
Призы и выигрыши в лотерею (в сумме, превышающей 4000 руб.) |
35% |
Доходы ИП от предпринимательской деятельности на общем режиме |
13% |
* Резидент РФ — это тот, кто пребывает на территории РФ более 183 дней в году.
Правильное определение статуса налогоплательщика важно при применении положений международных соглашений.
Поскольку определение налогового статуса иностранного гражданина зависит от количества дней его пребывания в РФ, при подсчете количества календарных дней необходимо учитывать, что течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
Вопрос относительно того, какими документами подтверждается фактическое нахождение в течение 183 дней в году, НК РФ непосредственно не урегулирован. В качестве доказательства нахождения иностранного гражданина на территории РФ могут использоваться любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в РФ.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
При этом вопрос относительно того, по какой ставке необходимо удерживать налог на доходы физических лиц до истечения 183 дней в году, на законодательном уровне не урегулирован. Строго говоря, на начало налогового периода все без исключения физические лица (как граждане РФ, так и иностранцы) не должны признаваться налоговыми резидентами со всеми вытекающими из этого последствиями, так как период их пребывания на территории РФ с начала календарного года не достиг 183 дня. В то же время подавляющее большинство физических лиц, находящихся в РФ и получающих доходы от источников в РФ до окончания налогового периода будут все же признаваться налоговыми резидентами РФ, что, соответственно, повлечет необходимость произвести перерасчет налоговых обязательств с начала года.
Например, иностранный гражданин работает в российской организации по трудовому договору с начала года и получает заработную плату. Поскольку в начале календарного года совокупный срок пребывания лица на территории РФ еще не достиг 183 дней, иностранный гражданин не будет рассматриваться как налоговый резидент РФ. Доход, полученный физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению по ставке 30%. Указанная ставка налога на доходы физических лиц установлена п. 3 ст. 224 НК РФ для налогообложения физических лиц, не являющихся резидентами РФ. При работе иностранного лица более 183 дней в календарном году, он приобретает право на налогообложение заработка по ставкам, применяемым к резидентам РФ (13%). В последнем случае организации следует произвести пересчет налога на доходы физических лиц за весь период работы в российской организации.
Во избежание необходимости производить какие-либо корректировки, касающиеся подсчета суммы налога, на практике адаптирован подход, позволяющий признавать как можно большее количество физических лиц налоговыми резидентами РФ, если отсутствуют основания предполагать, что период их нахождения на территории РФ в текущем календарном году не превысит 183 дня
Налоговые агенты исчисляют и удерживают налог из доходов таких иностранных работников по ставке 13%. Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, налог по доходам иностранных работников исчисляется и удерживается налоговыми агентами по ставке 30% до момента уточнения налогового статуса иностранного работника.
Пример 52. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ
10 декабря 2006 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 12 декабря 2006 г. При этом срок действия трудового договора иностранного гражданина составляет десять месяцев (с 12.12.2006 г. по 12.10.2007 г.). Иностранный гражданин имеет регистрацию по месту жительства.
В данном случае в 2007 г. налоговый агент обязан удерживать из дохода такого иностранного работника налог по ставке 13%.
Пример 53. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 20 января 2006 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 22 января 2006 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 22 января 2006 г. по 22 января 2007 г.).
Организация обязана удерживать из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока его пребывания на территории РФ, поскольку по состоянию на 1 января текущего года иностранец не состоял в трудовых отношениях с организацией. По истечении 183 дней пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации производится уточнение его налогового статуса, то есть он признается резидентом РФ, в результате чего производится перерасчет его налоговых обязательств с начала налогового периода. Суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом (в период применения ставки 30%), должны быть зачтены в счет сумм НДФЛ, подлежащих уплате в будущем либо возвращены налогоплательщику налоговым агентом.
Пример 54. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 05.01.2003 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 13.01.2003 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 13.01.2003 г. по 13.01. 2004 г.). Организация удерживала из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока пребывания иностранного работника на территории РФ. С 08.07.2003 г. иностранный гражданин приобрел статус налогового резидента РФ.
Организации нужно произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 13%, с начала налогового периода и возвратить гражданину излишне удержанные суммы налога в соответствии со ст. 231 НК РФ.
Иностранный работник может самостоятельно уточнить свой налоговый статус и обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).
Пример 55. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 25 декабря 2002 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 27 декабря 2002 г. При этом срок действия трудового договора иностранного гражданина составляет одиннадцать месяцев (с 27 декабря 2002 г. по 27 ноября 2003 г.). Организация удерживала из дохода такого иностранного работника НДФЛ по ставке 13%. Однако 27 марта 2003 г. иностранный гражданин расторг трудовой договор с организацией и завершил пребывание на территории РФ.
В этом случае организация обязана уточнить налоговый статус иностранного гражданина. Иностранный гражданин будет признан нерезидентом РФ. Организация должна произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 30%, с начала налогового периода и удержать сумму налога.
Учитывая, что положения налогового законодательства РФ связывают различия в налогообложении доходов физических лиц с наличием или отсутствием у них статуса налогового резидента РФ, для правильного исчислении и уплаты НДФЛ важно определить налоговый статус иностранного работника и применить к нему соответствующий режим налогообложения. В связи с этим рассмотрим в качестве примера ситуацию, при которой признание лица резидентом или нерезидентом непосредственно влияет на порядок налогообложения его доходов.
Например, сотрудники представительств иностранных организаций, образованных на территории РФ, зачастую направляются в командировки для работы на территории иностранного государства на длительное время. Совокупная продолжительность их пребывания за пределами территории РФ может привести к признанию их нерезидентами РФ для целей налогообложения в соответствии со ст. 11 НК РФ, если срок их фактического нахождения на территории РФ будет менее 183 календарных дней в году.
Существует ли возможность уменьшения дохода?
Реально ли снижение дохода с целью уменьшения налогообложения? Однозначной судебной практики на этот счет не существует. Однако некоторые специалисты приводят аргументы в пользу возможности сокращения объема. В частности, в пункте 4 статьи 210 прописано, что вычеты, установленные статьей 218-221 НК РФ, не актуальны для нерезидентов. Одновременно это не свидетельствует, что база не может уменьшаться на сумму трат. То есть никаких прямых запретов в НК РФ нет. Вычет трат из доходов не именуется налоговым вычетом, а потому однозначных ограничений здесь быть не может.
К СВЕДЕНИЮ! Даже если человек убежден, что он может уменьшить сумму дохода, не стоит делать это без предварительного согласования с налоговой инспекцией. Получать согласие нужно до подачи декларации.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.
Например:
- ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
- практической отмены банковской тайны в российских банках;
- контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
- постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
- участия граждан РФ в иностранных организациях;
- налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
- иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.
При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.
Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.
В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.
Итак, существует достаточно важное разделение субъектов на резидентов и нерезидентов, которое определяет условия и режимы уплаты налогов на территории Российской Федерации. В данной статье были отражены основные особенности налогового вычета по отношению к нерезидентам РФ. Такие субъекты в обязательном порядке уплачивают:
- Налог на доходы физических лиц с полученного на территории РФ источника (заработная плата, проценты по вкладам в банки, прибыль со сдачи жилья в аренду и тому подобное);
- Имущественный налог с имеющегося в собственности имущества на территории РФ (земельные, транспортные налоги).