Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.
Кто получает государственную пенсию
В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:
– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
– трудовые книжки колхозников;
– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
– выписки из приказов;
– лицевые счета;
– ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:
– указанным договором;
– документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:
– указанными договорами;
– документом территориального органа ПФР;
– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:
– трудовой книжкой;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Виды пособий от государства
Классификация по видам и критериям собрана в таблице социальных выплат в 2022 году:
Критерий |
Виды социальных выплат в России 2022 |
---|---|
По уровню нормативного регулирования |
|
По категориям получателей |
|
По периодичности выплат |
|
По уровню бюджета, за счет которого финансируется выплата |
|
По основанию для получения |
|
Материальная поддержка граждан с детьми — это отдельное направление государственной политики. Детские госпособия — самая большая доля социальных выплат гражданам.
На детей выплачивают следующие пособия:
- единовременные выплаты при рождении, материнский капитал, при усыновлении, при постановке беременной на учет;
- ежемесячные: по уходу до 1,5 года, президентские выплаты на 1 ребенка до 3 лет;
- региональные: устанавливаются в каждом регионе по месту проживания заявителей.
Обновленная таблица детских пособий в 2022 году:
Наименование пособия |
Размер выплаты, руб. |
|
С 01.01.2021 |
С 01.02.2021 |
|
Изменение МРОТ |
12 792 |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
18 004,12 |
18 886,32 |
Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года (на первого ребенка) (МРОТ × 40%) |
6752,00 |
7082,80 |
Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (на второго и последующих детей) |
6752,00 |
7082,80 |
Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
29 600,48 |
29 600,48 |
Пособие на ребенка, переданного на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство) |
18 004,12 |
18 886,32 |
Пособие на ребенка-инвалида или ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями или сестрами, переданного (переданных) на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство) |
137 566,13 |
144 306,87 |
Минимальное пособие по беременности и родам (140 дней) |
58 878,40 |
58 878,40 |
Максимальное пособие по беременности и родам (140 дней) |
340 795,00 |
340 795,00 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности |
675,15 |
708,23 |
Пособие беременной женщине — жене военнослужащего по призыву |
28 511,40 |
29 908,46 |
Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву |
12 219,17 |
12 817,90 |
Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца |
2457,58 |
2578,00 |
Ежемесячная выплата на ребенка, проживающего в чернобыльской зоне, от рождения до 1,5 лет |
3481,83 |
3652,44 |
Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.
Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.
Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.
«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.
На что надо обратить внимание?
Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.
«Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.
Если повышение пенсионного возраста необходимо, то…
— Почему бюджет страны профицитный?
— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?
— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.
— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?
— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?
Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Виды пенсии по государственному обеспечению
Согласно статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, гражданам назначают следующие виды пенсий:
- пенсия за выслугу лет – назначается государственным служащим, военнослужащим, работникам из числа космонавтов и летно-испытательного состава;
- пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ и гражданам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф и из числа космонавтов;
- пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных катастроф;
- пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семьи, в случае смерти военнослужащего, гражданина, пострадавшего вследствие техногенных или радиационных катастроф и гражданина из числа космонавта;
- социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.
Формирование привилегированной пенсионной системы
Единая система пенсионного обеспечения в России, предусмотренная Законом 1990 г., как отмечалось, не состоялась. Привилегированная пенсионная система вводилась тремя основными способами.
Первый способ — установление непосредственно федеральным законом особых, привилегированных пенсий для отдельных категорий граждан из числа главным образом служащих определенных структур. Это вполне легальный способ. Для некоторых таких граждан вводилась собственная, предназначенная только для них, пенсионная подсистема; для других использовалась введенная ранее привилегированная система, установленная для кадровых военнослужащих (другими словами, они включались в эту систему наравне с такими военнослужащими).
Новые выплаты гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины
Указом Президента РФ № 586 от 27 августа 2022 года «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации» (далее – Указ № 586) введено сразу несколько социальных выплат для лиц, покинувших территории ЛНР, ДНР и Украины, прибывшим на территорию России.
Единовременные или ежемесячные социальные выплаты смогут получать пенсионеры и инвалиды, семьи с детьми, пожилые люди. Право на выплаты возникает у лиц, которые прибыли на территорию России после 18 февраля 2022 года.
Новые выплаты являются специальной мерой поддержки, назначаются при следующих условиях:
право на выплаты возникает у граждан ЛНР, ДНР и Украины, а также на лиц без гражданства, проживавших на территории указанных государств;
выплата назначается, если указанные лица прибыли на территорию России после 18 февраля 2022 года;
выплаты назначаются с 1 июля 2022 года, порядок определен постановлением Правительства РФ от 02.09.2022 № 1547.
«О порядке предоставления выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации».
Выплаты будут производится по 31 декабря 2022 года.
Не смогут получить выплаты по Указу № 586 лица, официально признанные в России беженцами. Но есть два исключения — инвалиды и пенсионеры могут сами выбрать, по какому нормативному акту получать меры поддержки. Они могут отказаться от пособий по Закону № 4528-1 «О беженцах» и обратиться за выплатами по Указу № 586.
Лицам пожилого возраста и пенсионерам по Указу № 586 будут выплачены:
ежемесячная пенсионная выплата в размере 10 000 рублей;
доплата к ежемесячной пенсионной выплате, предоставляемая инвалидам I группы, детям-инвалидам в размере 3000 рублей;
ежемесячная доплата к социальной выплате лицам, достигшим возраста 80 лет, в размере 3000 рублей.
Если пенсионер является ветераном Великой Отечественной войны, ему дополнительно назначается ежемесячная выплата в размере 5000 рублей.
Иинвалидам положена ежемесячная социальная выплата в размере 10 000 рублей. Также назначается дополнительная доплата к пенсии в размере 3000 рублей для инвалидов I группы, детей-инвалидов.
Согласно Указу № 586, семьи и одинокие родители могут получить следующие выплаты:
единовременная выплата беременным женщинам 10 000 рублей единовременная выплата при рождении ребенка 20 000 рублей;
ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 18 лет в размере 4000 рублей;
ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, который находится под опекой или попечительством, в размере 15 000 рублей;
ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 23 лет, если он проходит обучение по очной форме в образовательной организации, в размере 4000 рублей;
ежемесячная выплата единственному родителю на каждого ребенка в размере 10 000 рублей.
Заявление и документы для получения выплат подается в орган социальной защиты по месту пребывания.
Перечень документов для назначения выплат
Заявление о назначении социальной выплаты подается вместе с документами, подтверждающими статус (категорию) лица, прибывшего на территорию Российской Федерации (членов его семьи), выданными уполномоченными органами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины на дату выезда этого лица, либо с документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается представление копий указанных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Ведущими условиями, соблюдение которых гарантирует получение социального пенсиона, являются:
- Принадлежность к категории «нетрудоспособный гражданин»; Постоянное пребывание на территории страны.
Подтверждение нетрудоспособности осуществляется путём проведения медикосоциальной экспертизы в аккредитованных под эту деятельность медицинских организациях по отдельному графику.
Поскольку в результате реабилитационных процедур возможно улучшение состояния, то необходимо прохождение повторного обследования до присвоения бессрочного статуса:
-
Гражданам 1 группы – раз в два года; Дети – в зависимости от заболевания:
- ежегодно;
- раз в два года; o при достижении совершеннолетия; Все остальные – в ежегодном режиме.
Дополнительное материальное обеспечение
Ежемесячное допобеспечение имеет неизменную ставку – 1000 или 500 рублей.
Большая выплата положена:
- Тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, а также заработавшим там серьезное заболевание;
- Лицам, травмированным по итогам военных сражений;
- Субъектам, являвшимся несовершеннолетними заключенными тюрем в военные годы.
Меньшую получают:
- Солдаты времен ВОВ, которые не числились в рядах действующих войск;
- Супруги инвалидов ВОВ, скончавшихся в военные годы;
- Пожилые люди, выжившие в блокаде Ленинграда;
- Субъекты, которые являлись совершеннолетними заключенными в военных тюрьмах.
Сборник тестовых вопросов по Праву социального обеспечения
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Социальное обеспечение как отрасль права – это:
+ комплекс норм права, предметом регулирования которых служит распределение определенной доли валового внутреннего продукта, состоящее в предоставлении гражданам социальных услуг и льгот, а также осуществление, восстановление и защита социальных прав граждан;
— совокупность средств и методов предоставления государством социальных льгот, выплат, медицинской помощи и лекарственных препаратов;
— порядок осуществления государственного страхования граждан в случае изменения их имущественного положения в целях минимизации последствий такого изменения.
2. К средствам негосударственного социального обеспечения относят:
+ средства юридических лиц и граждан;
— внебюджетный государственный социальный фонд.
3. К какому виду социального обеспечения относится предоставление гражданам социального обслуживания на дому?
+ к услугам и льготам;
— к денежной выплате;
— к натуральной помощи.
4. Основным методом права социального обеспечения является:
5. В чем состоит экономическая функция права социального обеспечения?
+ Если у граждан падает заработок или наступает иной страховой случай, то их доход выравнивается посредством предоставления материальных благ со стороны государства;
— В возможности осуществления государством намеченной социальной политики, то есть создания таких условий, при которых гражданин может жить достойно и свободно развиваться;
— В оказании влияния государства на продолжительность жизни населения, увеличение рождаемости и уменьшения показателей смертности.
6. В чьем ведении находится социальное обеспечение населения?
+ В совместном ведении РФ и регионов;
— В исключительном ведении РФ;
— В ведении субъектов РФ.
7. Что не относится к видам социального обеспечения в рамках обязательного соцстрахования в связи с материнством?
+ Пособие по безработице;
— Пособие по беременности и родам;
— Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
8. Что понимается под социальным страховым риском?
+ Предполагаемое событие, в связи с наступлением которого реализуется право на социальное страхование;
— Обязательный регулярный платеж на социальное страхование;
— Произошедшее событие, после наступления которого обеспечиваются выплаты по обязательному социальному страхованию.
9. Какой из указанных принципов права социального обеспечения является внутриотраслевым?
+ Принцип помощи подросткам, у которых сложилась трудная жизненная ситуация;
— Принцип запрета на принудительный труд;
— Равенство всех перед судом.
тест 10. Определенные виды социального обеспечения являются … права социального обеспечения.
11. Что включает в себя юридический факт, который приводит к возникновению, изменению или прекращению отношения в сфере социального обеспечения?
+ Оба ответа верные;
— Волеизъявление гражданина на получение определенного вида соцобеспечения;
— Объективные обстоятельства, которые являются основанием реализации гражданином субъективного права на соцобеспечение.
12. Законодательные нормы иностранных государств в сфере социального обеспечения изучаются в … части курса права социального обеспечения.
13. Системное формирование способностей в быту, а также профессиональной, общественной и других сферах деятельности, которые ранее отсутствовали у инвалида – это:
— социальная защита инвалидов.
14. Что не входит в страховой стаж?
+ Время, в течение которого один из родителей ухаживал за каждым ребенком до достижения им возраста 5 лет;
— Период прохождения службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
— Период, в течение которого гражданин получал пособие по безработице.
15. С каким видом стажа законодательство связывает право на получение досрочной пенсии?
16. Что представляет собой государственная пенсия?
+ Это вид денежного довольствия, которое гражданин каждый месяц получает от государства после того, как наступил юридический факт, который повлек право на его получение;
— Это часть пенсионной системы, в которой помимо государственной пенсии и обязательного страхования гражданин получает дополнительную пенсию за счет добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц;
— Это единовременное пособие гражданам, выплачиваемое учреждением Пенсионного фонда РФ по достижении ими пенсионного возраста.
17. Бюджетные пенсии классифицируются на пенсии:
+ по инвалидности, за выслугу лет, по старости, социальные, по случаю потери кормильца;
— по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности;
— минимальные, средние и высокие.
18. Какой из указанных подходов к понятию инвалидности определяет невозможность обеспечить себе полноценную жизнь в виду того, что у человека отсутствует способность к труду?
— Ни один из перечисленных.
19. Может ли иждивенец получать пенсию по потере кормильца, если не проживал с ним до его смерти?
— Да, но только если был зарегистрирован с кормильцем по одному адресу;
— Нет, такого права он не имеет.
тест-20. Если заявление на назначение трудовой пенсии направляется в ПФР по почте, то днем обращения считается:
+ дата, которая стоит на почтовом штемпеле;
— дата регистрации сообщения в ПФР;
— дата, указанная в самом заявлении.
21. Если за ребенком до момента достижения им 1,5 лет ухаживают сразу оба родителя, то соответствующее ежемесячное пособие:
+ имеет право получать только один из них;
— имеют право получить оба родителя;
— выплачивается одному из родителей в полуторном размере.
22. Каковы условия признания гражданина безработным?
+ Оба варианта верные;
— Он должен быть трудоспособен, но не иметь работы и заработка;
— Он должен состоять на учете в центре занятости и быть готовым приступить к работе.
23. Кто может быть признан безработным?
+ Лицо, которое состоит на учете в центре занятости, но отказалось от предложенной работы единожды;
— Лицо, которому назначена пенсия по старости.
24. Что не входит в перечень безвозмездных услуг на погребение?
— Перевозка тела на кладбище для захоронения;
— Оформление необходимого пакета документов.
25. Что из указанного относится к компенсационным выплатам?
+ Выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
— Единовременная выплата беременной женщине, если она встала на учет в женскую консультацию на ранних сроках;
— Выплата на погребение усопшего родственника.
26. Что понимается под гуманностью социального обслуживания?
+ Сотрудники социальных учреждений, которые оказывают помощь нуждающимся, должны уважать последних;
— Услуги социальной направленности по общему правилу должны оказываться только с добровольного согласия граждан;
— Социальное обслуживание должно быть адресовано только тем лицам, которые реально нуждаются в помощи.
27. Что можно отнести к социальным услугам по организации быта?
+ Помощь в написании писем;
— Компенсация расходов, произведенных в связи с лечением;
28. Замещение социальной помощью дохода от труда– это … функция права социального обеспечения:
29. К какому уровню структуры ПФР относится Ревизионная комиссия?
+ К Центральному аппарату;
— К региональным отделениям;
— К самостоятельным отделам ПФР в городах и районах.
Этот вид пенсии можно оформить по причинам:
- По старости – то есть, по достижению возраста, указанного в ст.11 ФЗ 166 при условии, что они не успели наработать нужный стаж и накопить ИПК выше минимального значения. В этом случае они являются нетрудоспособными, но права на трудовые выплаты не имеют, поэтому государство определило им некоторую меру поддержки. Социальная пенсия обычно меньше трудовой, поэтому выгоднее всё-таки постараться достичь нужных показателей.
- Пенсия по потере кормильца – назначается детям и студентам до окончания учебного процесса, но не старше 23 лет. Главная причина назначения этого вида выплат – отсутствие у гражданина одного или обоих родителей. Прекращение выплат не зависит от того, каким образом гражданин перестал быть студентом очной формы: получил диплом или бросил учёбу. Если трудоспособный гражданин успел до 23 лет восстановиться или поменять ВУЗ, выплаты возобновляются.
- Социальная пенсия инвалидам. Кому выплачивается: инвалидам всех групп, включая детей.