Какой штраф за выезд на встречную полосу в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за выезд на встречную полосу в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2022 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.

Есть немало нарушений, которые ошибочно квалифицируются по ст. 12.15, при этом не подходящих под эту статью. Для того чтобы не попасться на уловки неграмотных или хитрых сотрудников ДПС, необходимо твердо знать ПДД и свои права. Рассмотрим несколько примеров.

Движение по разметке. Если сотрудник ДПС вменяет вам движение по встречной полосе и предлагает передать дело в суд, а вы уверены, что двигались по разметке — сообщите ему об этом. Движение по разметке попадает под действие ч. 1 ст. 12.15 КоАП:

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

В данном случае налицо нарушение пункта 9.7 ПДД.

Какое наказание при выезде на встречную полосу движения за нарушение первый раз и повторный?

Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.

Нарушение Наказание Исключение
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.

Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения.

1 000 — 1 500 рублей Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников.
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении.
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим.
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев.

Что считается выездом на встречную полосу движения

Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.

Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.

На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.

Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.

В каких случаях можно выезжать на встречку

Термин полоса движения определяет, как протяженную часть дорожного полотна, выделенную или не выделенную линиями разметки. Ее ширина должна быть достаточной для проезда автомобилей любого типа в один ряд. Встречной полосой считают половину дорожного полотна, находящуюся слева, без учета местных уширений из заездных карманов, остановочных площадок, переходно-скоростных полос.

Выезд на сторону встречного движения может происходить по следующим сценариям:

  • Движение по встречной при совершении маневра.
  • Выезд на линию разметки.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосам.
  • Выезд по перекрестку через встречку.
  • Пересечение сплошной одним колесом при движении.

Законодательно предусмотрено правомерное движение по левой полосе в следующих случаях:

  1. Дорога имеет ширину не более 2 полос. Рядом с ней отсутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон и другие ограничения. Сложностью при определении достаточности ширины дорожного полотна без разметки является то, что водитель определяет ее визуально. Тогда левая половина считается предназначенной для движения навстречу. Совершать маневры обгона в этом случае разрешается, так как запреты отсутствуют.
  2. Дорожное полотно имеет достаточную ширину для трехполосной езды. Разметка должна быть обязательно нарисована, в противном случае объект считают двухполосным либо четырехполосным. Выезд автомобиля на полосу встречного движения разрешен при отсутствии запрещающих знаков.

Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав

Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Читайте также:  Апелляционная жалоба по гражданскому делу: зачем, когда и как писать

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.

В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.

Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.

Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.

И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.

Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.

Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.

Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.

И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.

За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.

Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.

Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 стать�� 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).

Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.

За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».

Уголовная ответственность

Любое нарушение Правил дорожного движения, повлекшее за собой тяжкие последствия, является основанием для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

Следует отметить, что статья 264 УК не содержит в себе упоминаний именно о выезде на встречную полосу. Дело в том, что данная статья предусматривает уголовную ответственность за любое нарушение ПДД, если в результате этого нарушения пострадали здоровье или жизнь других участников движения, в том числе и пешеходов. Так:

  • ч.1 ст.264 УК предусматривает наказание за нарушение ПДД, если в результате был причинен тяжкий вред здоровью других участников движения. Санкция части 1 ст.264 УК предусматривает назначение наказания в виде либо лишения свободы до 3 лет, либо ограничение свободы до 2 лет, либо ареста до 6 месяцев. Дополнительное наказание в виде лишения водительских прав не является обязательным и применяется по усмотрению суда;
  • ч.3 ст. 264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти другому участнику движения. Санкция этой части предусматривает наказание либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ с обязательным лишением водительских прав независимо от вида основного наказания;
  • ч.5 ст.264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти двум и более участникам дорожного движения. Санкция этой части предусматривает наказание только в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав на срок до 5 лет.

Встречная полоса — когда на нее разрешен выезд?

Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?

  1. Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
  2. Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.

Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:

  1. Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
  2. Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
  3. Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.

Выезд на встречку без нарушения

Существуют ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения не считается нарушением и не влечет административной ответственности. Водитель должен не только знать о своих правах, но и помнить, что в случае нестандартной или спорной ситуации он сам обязан позаботиться о сборе доказательств правильности своих действий. В качестве таковых рассматриваются фотографии, видеозаписи, показания свидетелей.

Ситуации, в которых проезд транспортного средства по встречной полосе не считается нарушением:

  • отсутствие запрещающих знаков – если нет ограничения в виде сплошной разметки или дорожного знака «обгон запрещен», выезд на встречку возможен. Главное, осуществлять его с повышенной осторожностью и в рамках ПДД;
  • несоответствие разметки и знаков – случается, что линии на дорожном полотне и знаки друг другу противоречат, путая участников движения. По закону, в таких ситуациях надо выполнять маневры в соответствии со знаками, они считаются приоритетом. А вот при их игнорировании придется понести административное наказание;
  • присутствие регулировщика – на таких участках нужно выполнять указания инспектора и временными указателями, если такие есть, пренебрегая разметкой и знаками;
  • узкая дорога – если на дорожном полотне нет разметки, то она может быть двух- или четырехполосной. В последнем случае без разделительных линий обходятся редко, поэтому чаще всего вопросы по возможности выезда на встречку возникают на двухполосных полотнах. В такой ситуации отсутствие сплошной линии позволяет свободно выезжать на встречку, если это не мешает идущему по ней транспорту;
  • дорога в три полосы – если на полотне с помощью прерывающихся линий выделены три полосы, то водители обеих крайних полос имеют право по мере необходимости выезжать на среднюю, например, для совершения обгона;
  • объезд препятствия – по возможности препятствие рекомендуется объезжать справа, если позволяет ширина дороги или есть обочина. В противном случае неподвижный объект можно обогнуть слева, выйдя на полосу встречного движения. При этом важно убедиться, что такие действия не повлекут негативных последствий.

Водитель имеет право поехать по встречке, если на его полосе стоит транспортное средство на аварийке. В соответствии с ПДД, такое препятствие допускается объезжать исключительно с правой стороны по обочине. Однако если она не соответствует требуемым параметрам, например, маленькая либо имеется высокий бордюр, то можно объехать с правой, пересекая сплошную линию.

Когда водитель поворачивает через сплошную полосу, при этом не доезжает до прерывистой разметки, то ему положен штраф в размере до нескольких тысяч. Либо вы выезжаете со двора, и перед вами при повороте налево имеется сплошная линия. Такое правонарушение приведет к штрафным санкциям, но права будут сохранены.

Как и в предыдущей ситуации, если человек выезжает из переулка, поворачивает влево или его подрезает другой автомобиль, вследствие чего он пересекает сплошную полосу и выезжает на встречку, то правонарушение приведет к штрафу. Лишение прав за такое действие на дороге не предусмотрено.

Возможность и допустимость движения по трамвайным путям

Водитель сможет вполне законно осуществлять движение по трамвайным путям, если будут присутствовать определенные условия.

Условие первое. Трамвайная линия должна проходить слева с учетом направления движения автомобиля. Трамвай ездит по правилам, которым должны подчиняться и другие ТС. Значит, полоса справа — это «втречка». Заезжая на эти пути, водитель нарушает правила.

Только если дорожное полотно с установленными рельсами располагается с левой стороны, у водителя авто появляется возможность заезжать на него. Конечно, если нет других ограничений.

Условие второе. Полотно с трамвайными рельсами обязано располагаться на том же уровне, что и рядом расположенная полоса, предназначенная для движения авто. Нельзя выезжать на трамвайную линию, если:

  • рельсы приподняты;
  • отсутствует асфальт, обрамляющий рельсы.

Условие третье. Трамвайное полотно не отделяется от основной дороги, — нет сплошной линии. Также отсутствуют знаки, что запрещают движение в зоне расположения трамвайных колей. Знаки должны были устанавливаться на предыдущем перекрестке (обозначения 5.15.1, 5.15.2).

Условие четвертое. Все полосы заняты другими автомобилями.

Условие пятое. На следующем перекрестке нужно:

  • совершить разворот;
  • свернуть налево.
Читайте также:  Тарифная сетка бюджетников на 2023 год (знакомство с теорией)

Условие шестое. Выезжая на путь следования трамвая, автомобиль не создает помехи.

Когда можно выехать на встречную полосу в 2021 году?

Перечислим дорожные ситуации, когда выезд на встречную полосу возможен:

  • объезд аварии, ямы, иного препятствия, когда проезд по своей полосе становится невозможен;
  • на узкой дороге при условии, что обгон медленно едущего ТС не запрещен;
  • обгон на участке трассы, где сплошная линия переходит в прерывистую;
  • на 3-полосных дорогах, когда средняя полоса предназначена для движения в противоположных направлениях (появляться на ней разрешается для обгона, левого поворота, совершая разворот);
  • попытка избежать столкновения или любого другого потенциального ДТП (эти действия попадают под ст. 2.7 КоАП).

В последнем примере водителя не накажут, но инспектор ГИБДД обязан вынести ему предупреждение в устной форме.

Когда выезд на встречку запрещен

В 2018 году штраф полагается за следующие маневры:

  • Обгон транспортных средств был совершен при наличии запрещающих знаков. В этом случае стоимость штрафа может достигать 5000 рублей.
  • При развороте с заездом на встречную полосу в том случае, если на данном участке дороги он запрещен.
  • Присутствует разметка, запрещающая обгон. Нередко на опасных участках дороги можно увидеть сплошную разметку или нанесенный на асфальт знак «Обгон запрещен».
  • На встречные трамвайные пути выезд также запрещен, независимо от того, какой маневр вы совершаете.
  • Выезда на полосу встречного движения также стоит избегать и при повороте налево.
  • На полосе с односторонним движением встречное направление запрещено.

Многие водители спрашивают, что им делать, если выехал на встречную полосу и какой штраф при этом грозит? Это зависит от ситуации и обстоятельств. В большинстве случаев денежное наказание довольно большое, поэтому правилами не стоит пренебрегать.

Порядок оплаты штрафа

Как оплачивать штраф за выезд на встречную полосу? Государство дает возможность оплатить квитанцию с 50% скидкой. Для этого нужно зайти на сайт «Госуслуг» и оплатить штраф в течение 20 дней после получения. Эта льгота позволяет сэкономить достаточно большое количество средств, особенно если штраф равняется 5000 рублей. Штраф обычно приходит по почте (если нарушение было зафиксировано на камеру) или его лично выписывает сотрудник ГИБДД. Помимо оплаты на месте последнему, квитанцию также можно оплатить следующими способами:

  • С помощью мобильного приложения.
  • В банке.
  • С помощью банкомата (например, в «Сбербанке»).
  • На почте.
  • С помощью банковских приложений.

Сделать это достаточно просто, ведь в квитанции уже указаны все реквизиты и номер штрафа, поэтому оплата занимает всего несколько минут. Платеж лучше не просрочивать, так как в этом случае вам придется заплатить полную стоимость. При задержке оплаты на срок от 60 дней и более владельцу автомобиля могут выписать административный штраф. При большой задолженности гражданину РФ могут отказать в выезде за границу или временно лишить водительских прав.

Условия, при которых попадание во встречный поток не считается нарушением

Подобная ситуации только одна – это объезд по встречной полосе препятствия, преграждающего дорогу (автомобиль с выставленным аварийным знаком, рухнувшее дерево, оборванные электропровода). При этом должны выполняться условия:

  • препятствие не должно двигаться. Не являются достаточными основаниями для обгона: дорожная пробка, медленно едущее авто, машина, которую остановил дорожный патруль;
  • объезд невозможен с правой стороны и сотрудник дорожной полиции это зафиксировал. Иначе придется заплатить штраф как за обычный обгон при встречном движении;
  • видеорегистратор фиксирует неподвижное препятствие. Если маневр объезда неподвижного объекта попадет в объектив дорожной камеры, то она зафиксирует нарушение и будет выписан административный штраф (5 тыс. руб.).

Штраф или лишение прав за выезд на встречную полосу движения

Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.

Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.

Маневр участника движения на дороге с выездом на встречную полосу подразумевает ситуацию, когда он покинул свою полосу и оказался на полосе, где транспорт движется навстречу. Тогда часто возникают аварийные ситуации, влекущие за собой столкновения, опасные для жизни пассажиров.

В ряде случаев выезд на встречку допустим, но основная масса таких происшествий влечет нарушений ПДД и применение наказаний, прописанных в ст. 12.15 и 12.16 КоАП. Именно этим нормативным документом устанавливаются виды нарушений и размер полагающегося наказания.

Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.

Нарушение Наказание Исключение
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.

Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения.

1 000 — 1 500 рублей Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников.
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении.
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим.
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *