Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.

Что такое повышение квалификации?

Повышение квалификации относится к одному из видов профессионального образования. Образовательные программы разрабатываются для актуализации профессиональных специалистов в соответствии с изменяющимися требованиями к уровню квалификации. Список профессий и должностей, по которым производится профессиональное обучение формирует и утверждает Минобрнауки РФ.

Регулирование периодичности повышения квалификации находится в компетенции работодателя и устанавливается по мере производственной необходимости. При этом процедура должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Из этого правилах есть исключения. Так, для учителей, госслужащих, бухгалтеров, судей, оценщиков установлена периодичность повторного обучения — один раз в 36 месяцев, а для аудиторов — один раз в год.

Существуют профессии, где совершенствование компетенций выступает обязательным условием дальнейшего развития карьеры. К ним относятся педагоги, медицинские работники, бухгалтеры, специалисты в области фармацевтики и др.

Виды обучающих организаций

Для того чтобы с большей эффективностью провести подготовку, переподготовку или повысить квалификацию сотрудников, необходимо правильно подобрать обучающую организацию. Существует несколько основных параметров, на которые следует ориентироваться.

  • На государственном или негосударственном уровне происходит обучение.
  • Как организовывается форма обучения. Тут может быть несколько вариантов: организация является автономной и некоммерческой, обучение проводится обществом с ограниченной ответственностью или индивидуальным предпринимателем.
  • Следует ориентироваться на вид центра по реализуемой учебной программе и форме обучения.

Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?

Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.

Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:

  • средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
  • высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
  • специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
  • научные центры (НИИ, лаборатории).

Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.

Читайте также:  Коды налоговых вычетов для формы 6-НДФЛ в 2022 году

Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:

— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.

Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.

Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.

Особенности профпереподготовки

Главная преследуемая цель таких курсов – обеспечить навыками, достаточными для обретения новой должности или смены рода профессиональных занятий. Переподготовка считается ускоренным вариантом получения дополнительного высшего образования. Уменьшенное количество времени в учебном плане обусловлено освоением исключительно профессиональных компетенций, без базовых дисциплин.

Длительность программы перепрофилирования определяется конкретной специализацией. Законодательно установлено, что минимально допустимый срок обучения гражданских служащих составляет от 250 академических часов. В результате успешной аттестации выпускники курсов получают диплом о профессиональной переподготовке. Документ юридически закрепляет право осуществлять в дальнейшем квалифицированную деятельность по обретенной специальности.

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле – осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6–12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций – освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa – на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Читайте также:  Тариф Билайн «Социальный пакет»

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Нередко учебные заведения направляют учащихся на практику. Где-то принято работать с конкретными предприятиями. Вузы заключают договора, обязывающие принимать учеников (иногда наоборот – компании борются за то, чтобы будущие специалисты шли к ним работать). Большинство государственных университетов, институтов и профтехучилищ отправляют студентов на вольные хлеба, и те договариваются о практике самостоятельно.

В любом случае в организацию приходит еще не профессионал, а только ученик, который должен испытать теоретические знания на практике, поэтому есть некоторые ограничения. Как правило, за студентом закрепляют наставника, который отвечает за его обучение и руководство. Он же выставляет оценки, пишет замечания в дневнике практикума и характеристику по итогам работы.

Курсы повышения квалификации персонала

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Организовывают их так, чтобы слушателей ничто не отвлекало от процесса и не мешало восприятию информации.

Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • Отзывы тех, кто уже проходил обучение;
  • Состав преподавателей;
  • Насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
  • Стоимость курсов.

Не случайно стоимость оказалась на последнем месте в перечне. Высокая цена прохождения курсов совершенно не гарантирует, что они будут полезны слушателю. Бывают случаи, когда стоят курсы дорого, а практической пользы приносят минимум.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, в составе которых от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия. Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Условно обучение на курсах делится на несколько групп:

  • Комплексное обучение;
  • Самообучение;
  • Комбинированное обучение.

В каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, но важно то, что эти группы не исключают друг друга, а дополняют и совершенствуют.

Куда направить сотрудника для повышения квалификации

Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:

  • Институты (региональные, отраслевые и так далее);
  • Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
  • Школы и центры повышения квалификации.

Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.

Но это требование не распространяется на:

  • Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
  • Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.

Процесс переподготовки: зачем нужен и как происходит

Суть этого процесса такая же, как и у любого другого вида обучения.

Принципы организации процесса действуют следующие:

  • Процесс должен быть организован четко, без сбоев;
  • Сотрудники должны быть нацелены на получение хорошего результата обучения;
  • Обучение должно вестись системно, должна быть соблюдена взаимосвязь теории и практики.

Общая схема организации всего процесса выглядит следующим образом:

  • Определяется цель проведения переподготовки;
  • Прогнозирования результата (например, снизить производственный брак наполовину);
  • Разработка программы переподготовки персонала;
  • Разработка списка преподавателей (если изучаться будут разные дисциплины);
  • Определяем, в какой форме будут контролироваться полученные знания.

Какими законами регулируются курсы повышения квалификации и переподготовки

В России дополнительное профессиональное образование регулирует ФЗ “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29.12.2012. Организации предоставляющие образовательные услуги обязаны иметь соответствующую лицензию, чаще всего это университеты, институты, колледжи, учебные центры. Номер лицензии всегда можно проверить на сайте Рособрнадзора.

Образовательные программы должны соответствовать требованиям профессиональных и квалификационных стандартов, федеральным ГОСТам.

Организация процесса повышения квалификации

Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, органами по вопросам занятости.

Читайте также:  Наличные из материнского капитала в 2023 году

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры органов по вопросам занятости, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники организаций проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Образовательные программы повышения квалификации специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования — курсы повышения квалификации специалистов организаций.

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость. При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав валовых затрат ежеквартально.

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме 100 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

При направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Так, за работниками организаций независимо от форм собственности, направленным на курсы повышения квалификации с отрывом от производства, сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы на время их обучения.

Форма обучения сотрудников организации

Повышение квалификации может проходить на базе предприятия (внутрикорпоративное) и за его пределами (внешнее).

Оба варианта имеют свои преимущества. В первом случае компания:

  • сокращает затраты;
  • получает возможность отслеживать уровень усвоения знаний сотрудниками в процессе обучения;
  • улучшает коммуникативные навыки работников и повышает степень их взаимодействия.

В зависимости от длительности курсов и интенсивности учебной программы занятия могут проходить как с отрывом от производства, так и без него (сотрудники совмещают работу и учебу).

При повышении квалификации без отрыва от производства, суммарное время, затраченное сотрудниками в течение дня на учебу и работу, не должно превышать длительность рабочего дня.

По согласованию участников учебного процесса, допускается проведение занятий:

  • днем;
  • вечером;
  • в выходные и праздники.

Также предварительно оговаривается система встреч:

  • личное присутствие;
  • посредством конференц-связи.

Методы внутрикорпоративного обучения:

  • Инструктаж;
  • Тьюторство;
  • Ротация;
  • Шэдуинг;
  • Коучинг;
  • Наставничество.

В тех случаях, когда предприятие не имеет ресурсов для проведения внутрифирменного обучения, повышение квалификации работников осуществляется на базе учебных центов или комбинатов. Согласно законодательству РФ, обучением могут заниматься как государственные организации, так и коммерческие. Главное условие – наличие соответствующей лицензии, подтверждающей право ведения просветительской деятельности, выданной Роспотребнадзором.

Местом проведения повышения квалификации могут служить:

  • институты;
  • академии;
  • учебные комбинаты;
  • профильные центры.

Выбирая учебное заведение для прохождения повышения квалификации, следует уделять пристальное внимание следующим аспектам:

  • преподавательскому составу;
  • отзывам, бывших студентов;
  • стоимости обучения;
  • сроку функционирования учебного комбината.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *