Спасибо за регистрацию! Проверьте почту test@test.com и перейдите по ссылке письма.

Что мы знаем о стилях речи


Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru

 1. Введение

Стиль – со­во­куп­ность язы­ко­вых средств, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опре­де­лен­ной сфере об­ще­ния с опре­де­лен­ны­ми це­ля­ми.

 2. Понятие о стилях

Стили ли­те­ра­тур­но­го языка:

- На­уч­ный

- Офи­ци­аль­но-де­ло­вой

- Пуб­ли­ци­сти­че­ский

- Раз­го­вор­ный

- Ху­до­же­ствен­ный

План ха­рак­те­ри­сти­ки стиля речи:

1. Ха­рак­тер­ные жанры.

2. Осо­бен­но­сти лек­си­ки.

3. Осо­бен­но­сти син­так­си­са.

4. Ос­нов­ная те­ма­ти­ка тек­стов.

5. Осо­бен­но­сти ав­то­ра тек­ста.

6. Осо­бен­но­сти ад­ре­са­та тек­ста.

7. Ос­нов­ные функ­ции стиля

 3. Научный стиль

1. Жанры: на­уч­ная ста­тья, мо­но­гра­фия, те­зи­сы, дис­сер­та­ция, до­клад, лек­ция, на­уч­ное со­об­ще­ние.

При­мер тек­ста на­уч­но­го стиля:

Спо­соб­ность раз­ли­чать слож­ные зри­тель­ные раз­дра­жи­те­ли ос­но­ва­на на вза­и­мо­дей­ствии между ней­ро­на­ми на по­сле­до­ва­тель­ных эта­пах зри­тель­ных путей. У кошки, в от­ли­чие от ля­гуш­ки, ней­ро­ны от­но­си­тель­но слабо диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны на уровне сет­чат­ки, но зна­чи­тель­но диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны в коре.

2. Осо­бен­но­сти лек­си­ки – ис­поль­зо­ва­ние тер­ми­нов.

3. Осо­бен­но­сти син­так­си­са – оби­лие слож­ных пред­ло­же­ний, услож­не­ние про­сто­го пред­ло­же­ния при­част­ны­ми и де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, од­но­род­ным пе­ре­чис­ле­ни­ем.

4. Ос­нов­ная тема – уни­вер­саль­ные за­ко­но­мер­но­сти в стро­е­нии об­ще­ства, при­ро­ды, мыш­ле­ния.

5. Автор – спе­ци­а­лист.

6. Ад­ре­сат – спе­ци­а­лист.

7. Функ­ция по­зна­ва­тель­ная.

 4. Официально-деловой стиль

Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль

1. Жанры: до­ку­мен­ты, до­го­во­ры, го­су­дар­ствен­ные акты, при­ка­зы, по­ста­нов­ле­ния, слу­жеб­ная пе­ре­пис­ка, ин­струк­ции.

При­мер тек­ста офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля:

Закон об охране и ис­поль­зо­ва­нии жи­вот­но­го мира

Зоо­ло­ги­че­ские кол­лек­ции, пред­став­ля­ю­щие  на­уч­ную, куль­тур­но-про­све­ти­тель­скую, учеб­но-вос­пи­та­тель­ную или эс­те­ти­че­скую цен­ность, под­ле­жат го­су­дар­ствен­но­му учету. Пред­при­я­тия, учре­жде­ния, ор­га­ни­за­ции и граж­дане, яв­ля­ю­щи­е­ся вла­дель­цем таких кол­лек­ций, обя­за­ны со­блю­дать пра­ви­ла хра­не­ния, учета и ис­поль­зо­ва­ния кол­лек­ций объ­ек­тов жи­во­го мира.

Коллекция бабочек

Рис. 1. Кол­лек­ция ба­бо­чек (Ис­точ­ник)

2. Лек­си­ка:

1) спе­ци­аль­ная тер­ми­но­ло­гия (неустой­ка, на­клад­ная);

2) об­ще­упо­тре­би­тель­ная лек­си­ка (дети, дача)

Ос­нов­ные тре­бо­ва­ния к лек­си­ке:

- Точ­ность (пря­мое зна­че­ние слов)

- Кли­ши­ро­ван­ность (лек­си­че­ские фор­му­лы). На­при­мер: про­из­ве­сти ре­монт, ока­зать со­дей­ствие.

3. Син­так­сис – про­стые пред­ло­же­ния со ска­зу­е­мы­ми, вы­ра­жа­ю­щи­ми дол­же­ство­ва­ние (по­ста­нов­ляю, при­ка­зы­ваю).

4. Ад­ре­сат – го­су­дар­ство и его граж­дане в кон­крет­ный пе­ри­од вре­ме­ни. Обя­за­тель­но ука­за­на дата. На­при­мер: «По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 ян­ва­ря 1993 года».

5. Те­ма­ти­ка – от­но­ше­ние между лю­дь­ми, учре­жде­ни­я­ми и го­су­дар­ства­ми, ре­гу­ли­ру­е­мые пра­вом.

6. Автор – ад­ре­сат:

- Го­су­дар­ство – го­су­дар­ство

- Пред­при­я­тие – пред­при­я­тие

- Го­су­дар­ство – граж­да­нин

- Граж­да­нин – граж­да­нин

7. Функ­ция   пред­пи­су­ю­ще – им­пе­ра­тив­ная.

 5. Публицистический стиль

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль

1. Жанры: ста­тья, хро­ни­ка, ин­тер­вью, ре­пор­таж, фе­лье­тон.

Газета

Рис.2. Га­зе­та (Ис­точ­ник)

2. Осо­бен­но­сти лек­си­ки:

- Тер­ми­но­ло­гия (на­при­мер, эко­но­ми­че­скаяин­фля­ция, ин­ве­сти­ции).

- Ме­та­фо­ры (чаще всего со зна­че­ни­ем боя, спор­та, игры): Бой на по­ли­ти­че­ском ринге за­кон­чил­ся ну­ле­вым сче­том.

- Об­ра­ще­ние к об­ще­из­вест­ным фра­зам из фольк­лор­ных, ре­ли­ги­оз­ных, ху­до­же­ствен­ных тек­стов (пря­мое и непря­мое ци­ти­ро­ва­ние).

При­мер: Чеп­чи­ки по­ле­тят в воз­дух не толь­ко на Ва­си­льев­ском спус­ке. (из ко­ме­дии Гри­бо­едо­ва «Горе от ума»: «Кри­ча­ли жен­щи­ны: ура! И в воз­дух чеп­чи­ки бро­са­ли!»)

- Ис­поль­зо­ва­ние фра­зео­ло­гиз­мов и раз­го­вор­ной лек­си­ки ( взмок­ший от нена­ви­сти съезд, как мы всех об­ви­ли во­круг паль­ца).

3. Син­так­сис – во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния, ри­то­ри­че­ские во­про­сы, непол­ные и од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния.

На­при­мер: Что на сто­роне пре­зи­ден­та? Си­ло­вые струк­ту­ры? Но армия рас­ко­ло­та. На­род­ная под­держ­ка? Но это путь на бар­ри­ка­ды.

4. Те­ма­ти­ка раз­но­об­раз­на: ак­ту­аль­ные во­про­сы по­ли­ти­ки, эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, спор­та. Ре­кла­ма. Ин­фор­ма­ция о со­бы­ти­ях. Об­ра­ти­те вни­ма­ние: ин­фор­ма­ция долж­на нести об­ще­ствен­ную зна­чи­мость.

5. Автор – кон­крет­ное лицо.

6. Ад­ре­сат – мас­со­вый чи­та­тель или слу­ша­тель.

7. Функ­ции: воз­дей­ству­ю­щая, ин­фор­ма­ци­он­ная, про­све­ти­тель­ская.

 6. Заключение

До­маш­нее за­да­ние

1. Про­чи­тай­те текст. Какая сказ­ка пе­ре­де­ла­на? В каком стиле? На­зо­ви­те лек­си­че­ские и син­так­си­че­ские  осо­бен­но­сти дан­но­го  стиля.

КОР­НЕ­ПЛОД РЕПА

Муж­чи­ной пре­клон­но­го воз­рас­та в на­ли­чии от­сут­ствия про­дук­тов пи­та­ния было ор­га­ни­зо­ва­но то­ва­ри­ще­ство с огра­ни­чен­ной от­вет­ствен­но­стью, далее име­ну­е­мое ТОО, по вы­ра­щи­ва­нию кор­не­пло­да, в быту име­ну­е­мо­го репой. В ТОО вошли: граж­дан­ка, со­сто­я­щая с муж­чи­ной в браке; их по­то­мок жен­ско­го пола во 2-м по­ко­ле­нии, услов­но име­ну­е­мая Внуч­кой; чет­ве­ро­но­гое мле­ко­пи­та­ю­щее се­мей­ства вол­чьих, име­ну­е­мое Жуч­кой; мле­ко­пи­та­ю­щее се­мей­ства ко­ша­чьих, име­ну­е­мое Маш­кой, а также лицо без опре­де­лен­но­го места жи­тель­ства, вре­мен­но про­жи­ва­ю­щее в под­ва­ле, на­зы­ва­е­мое Мышью. 

По­пыт­ки ста­рей­ше­го члена ТОО по из­вле­че­нию кор­не­пло­да из земли не увен­ча­лись успе­хом, после чего в дело была при­вле­че­на его жена, по­пыт­ка ра­бо­ты ко­то­рой в ТОО также была неудач­на. Ока­зав­шись в без­вы­ход­ной си­ту­а­ции, лица, со­сто­я­щие в браке, при­зва­ли к от­вет­ствен­но­сти лицо, име-ну­е­мое Внуч­кой, и при­ну­ди­ли ее как члена ТОО к вы­пол­не­нию про­фес­си­о­наль­ных обя­зан­но­стей. Чет­вер­тым лицом, под­клю­чив­шим­ся к ра­бо­те, яви­лась Жучка, но ра­бо­та дан­но­го члена ТОО также не возы­ме­ла долж­но­го дей­ствия. Пятый член, при­сту­пив­ший к ра­бо­те, не сумел пол­но­стью вы­пол­нить воз­ло­жен­ные на него обя­зан­но­сти как члена ТОО. 

Ока­зав­шись в без­вы­ход­ной си­ту­а­ции, члены ТОО ор­га­ни­зо­ва­ли дис­кус­сию. Все лица, вхо­дя­щие в то­ва­ри­ще­ство, при­ня­ли в ней ак­тив­ное уча­стие, в ре­зуль­та­те чего было по­ста­нов­ле­но: под­клю­чить к ра­бо­те члена ТОО без опре­де­лен­но­го места жи­тель­ства (бомж), вре­мен­но про­жи­ва­ю­ще­го в под­ва­ле. 

В ре­зуль­та­те сов­мест­но­го со­труд­ни­че­ства всех чле­нов ТОО кор­не­плод репа был из­вле­чен из места сво­е­го пре­бы­ва­ния. Успеш­но за­вер­шив де­я­тель­ность в ТОО по из­вле­че­нию кор­не­пло­да, все члены дан­ной ор­га­ни­за­ции были при­гла­ше­ны на бан­кет, где про­дукт их де­я­тель­но­сти был ис­поль­зо­ван по на­зна­че­нию.

 

2. Про­чи­тай­те текст. Какая сказ­ка пе­ре­де­ла­на? В каком стиле? На­зо­ви­те лек­си­че­ские и син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти дан­но­го  стиля.

КРИ­МИ­НАЛЬ­НАЯ ХРО­НИ­КА

В де­ревне NN про­жи­ва­ла граж­дан­ка Коза со сво­и­ми се­ме­ры­ми несо­вер­шен­но­лет­ни­ми детьми. Непо­да­ле­ку от дома мно­го­дет­ной ма­те­ри про­жи­вал нигде не ра­бо­та­ю­щий, ранее неод­но­крат­но су­ди­мый граж­да­нин Волк. Тща­тель­но спла­ни­ро­вав свое пре­ступ­ле­ние в от­сут­ствие граж­дан­ки Козы, Волк нанес визит ее несо­вер­шен­но­лет­ним детям. На­ру­шив пре­де­лы част­ной соб­ствен­но­сти об­ман­ным путем, пре­ступ­ник по­хи­тил ше­сте­рых детей и цен­ные вещи. Придя домой, мать узна­ла о слу­чив­шем­ся от седь­мо­го ре­бен­ка, ко­то­рый впо­след­ствии дал по­ка­за­ния ра­бот­ни­кам уго­лов­но­го ро­зыс­ка. 

Сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми внут­рен­них ор­га­нов и об­ще­ствен­но­сти опас­ный ре­ци­ди­вист был схва­чен, изо­ли­ро­ван от об­ще­ства. Дети и иму­ще­ство были воз­вра­ще­ны граж­дан­ке Козе. 


 

3. В каком стиле речи на­пи­са­на дан­ная линг­ви­сти­че­ская сказ­ка? Обос­нуй­те свою точку зре­ния.  Пе­ре­дай­те со­дер­жа­ние сказ­ки в на­уч­ном стиле речи.

ЧАСТИ РЕЧИ

Живут в го­ро­де Ча­сте­ре­чен­ске мно­го­чис­лен­ные жи­те­ли: су­ще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол, чис­ли­тель­ное, ме­сто­име­ние, на­ре­чие, пред­лог, союз, ча­сти­ца, меж­до­ме­тие. Всего 10 ча­стей речи. 

В труде живут, в за­бо­тах. Много и доб­ро­со­вест­но ра­бо­та­ют, укреп­ляя и обо­га­щая род­ной язык. Друж­но живут, по­мо­га­ют друг другу чем когут. Тру­дят­ся, на­при­мер, при­ла­га­тель­ное «ши­ро­кий» и су­ще­стви­тель­ное «поле», чтобы по­ста­вить сло­во­со­че­та­ние «ши­ро­кое поле» в пред­лож­ный падеж, – ни­че­го не по­лу­ча­ет­ся! Клик­нут на вы­руч­ку пред­лог «в» – сразу все на своем месте, и сло­во­со­че­та­ние го­то­во: «в ши­ро­ком поле». 

А вот по ха­рак­те­ру части речи силь­но раз­ли­ча­ют­ся. Одни (су­ще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, чис­ли­тель­ное, ме­сто­име­ние, на­ре­чие, гла­гол) очень са­мо­сто­я­тель­ны. Они имеют соб­ствен­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, в пред­ло­же­нии яв­ля­ют­ся его чле­на­ми. К ним и во­прос за­дать можно, они все­гда на него от­ве­тят. 

А дру­гие (пред­лог, союз, ча­сти­ца) без са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи – ни­ку­да! Лек­си­че­ско­го зна­че­ния у них нет, в пред­ло­же­нии они не иг­ра­ют ни­ка­кой роли, т.к. не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, на во­про­сы не от­ве­ча­ют – бо­ят­ся! 

И по­лу­ча­ет­ся, что они в роли при­слу­ги у са­мо­сто­я­тель­ных чле­нов пред­ло­же­ния. Пред­лог слу­жит для связи слов в сло­во­со­че­та­нии, союз может свя­зы­вать од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния и даже про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­нять в слож­ные. А для того чтобы лучше пе­ре­дать ка­кие-то от­тен­ки чувств: со­гла­сие или со­мне­ние, уве­рен­ность или меч­та­тель­ность, -  слу­жат раз­лич­ные ча­сти­цы. 

И, на­ко­нец, особ­ня­ком стоит еще одна часть речи – меж­до­ме­тие. Но оно – су­ще­ство за­га­доч­ное, ма­ло­по­нят­ное, раз­го­вор о нем еще впе­ре­ди. 

Вот так и живут части речи. А хо­ти­те узнать о них боль­ше – по­жа­луй­те в гости в стра­ну Мор­фо­ло­гию, в город Ча­сте­ре­ченск. Там го­стям все­гда рады.

(Л.Но­ви­ко­ва)

Ли­те­ра­ту­ра

1. Ра­з­умов­ская М.М., Льво­ва С.И. и др. «Рус­ский язык. 7 класс». Учеб­ник. 13-е изд. - М.: Дрофа,  2009.

2. Ба­ра­но­ва М.Т., Ла­ды­жен­ская Т.А. и др. «Рус­ский язык. 7 класс». Учеб­ник. 34-е изд. - М.: Про­све­ще­ние,  2012.

3. «Рус­ский язык. Прак­ти­ка. 7 класс».  Под ред. Пиме­но­вой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012 (Ис­точ­ник). 

4. Льво­ва С.И., Львов В.В.  «Рус­ский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мне­мо­зи­на, 2012.

 

Источник: http://interneturok.ru

Просмотров: 1240